?

Log in

No account? Create an account
Записи Лента друзей Календарь Инфо Записки на крышке ноутбука Назад Назад Вперед Вперед
Дом приходящего солнца
Олежкины записи
olejka
olejka
Снова про "Призрак оперы"
Все-таки интересная история, неважно, в виде книги, мюзикла или фильма.
Я люблю такие истории, особенно, когда в них есть хоть капелька правды.

Известные и не очень факты о Парижской опере



По словам научной сотрудницы парижской Оперы Рената де Валь, занимавшейся исследованиями исторических основ легенды - и даже опубликовавшей об этом статью, "призрак Оперы действительно существовал". Он родился в 30-40 гг. XIX века в Нормандии, под Руаном. Его настоящее имя и день рождения неизвестны. В те времена всех, чье физическое состояние отличалось от "нормального", не считали полноценными людьми, обращаясь как с животными. Не выдержав такого обращения, 8-летним ребенком он убежал из дома и в качестве циркового уродца исколесил всю Европу. Но - в конце концов стал профессиональным архитектором. Узнав о строительстве парижской Оперы, Эрик обратился к известному архитектору Шарлю Гарнье с просьбой нанять его. Гарнье (решивший, что о человеке следует судить не по его внешности, а по его способностям) решил испытать его. Тем не менее, официально нанять Эрика в качестве своего помощника Гарнье не мог: ибо такая должность требовала большого количества социального общения. Формально Эрик был нанят простым каменщиком. Что именно делал Эрик во время постройки Оперы, неизвестно. Известно, что он работал на постройке подвалов (он соорудил себе в одном из верхних уровней небольшую двухкомнатную квартирку - и впоследствии, когда строительство закончилось, с ведома администрации он остался в ней жить).

Однажды Эрик увидел девушку из хора по имени Дэ. И влюбился. Она отнюдь не была великой певицей, но была молода и очаровательна. Чтобы добиться ее, Эрик придумал Призрака Оперы, и возник тот самый образ - маска, черный плащ, масса элегантности и тайны. Никому в Опере в голову не приходило, что таинственный Призрак и несчастный рабочий из подвала - это одно и то же лицо. В конце концов, Эрик добился своего, очаровав Дэ своим умом, талантом и таинственностью. Что произошло между ними, никто не знает, но затем Дэ оставила и его, и Оперу. Вскоре после этого Эрик умер от горя. Но перед смертью он замуровал все входы в свою квартирку, чтобы никто его не нашел.

Известно, что в 1897 г. Гастон Леру встретился с архитектором Шарлем Гарнье. На следующий год Гарнье умер, и что рассказал старый архитектор молодому журналисту - никто не знает... Известно также, что в 1907 г. меценат Альфред Кларк передал Le Grand Opera свою коллекцию звукозаписей величайших певцов того времени: Патти, Карузо - причем с условием, чтобы эти записи были обнародованы не ранее, чем через сто лет (т.е., в 2007 г.). Когда в Париже стали искать место для надежного хранения этих эаписей, то самым надежным местом оказались подвалы Le Grand Opera. В поисках подходящего помещения рабочие разбили стену - и обнаружили жилище Эрика. Кто-то из администрации вспомнил, чья это квартира. Эрика похоронили в коридоре, недалеко от его комнат, а в квартире устроили то самое хранилище звукозаписей.

Видимо, узнав о ней, Леру вспомнил встречу с Гарнье... Как бы то ни было, в 1910 году появился новый роман Леру - "Призрак Оперы".
Что в романе правда, а что нет - вопрос отдельный. Разумеется, не стоит принимать все там сказанное за правду, так же, как и не следует объявлять, что это все только полная фантазия. В том, что было, а что нет, приходиться отдельно разбираться. Но то, чего Леру точно не придумывал, так жто сама Опера.

Парижская опера мало изменилась в наше время, и остаётся во многом такой же, как было описано Леру. Здание занимает площадь в три акра и действительно напоминает лабиринт, если учесть, что зрительный зал занимает менее одной пятой части всего пространства. В здании 17 этажей, 7 из которых расположены ниже уровня сцены. Конюшни для лошадей оперы также всё ещё находятся под передним двором. Существует памятник примадонне Карлотте. И самое важное - существует подземное озеро. Это существенная часть проекта, и уровень воды играет роль балласта, поднимаемого или опускаемого в зависимости от веса сцены семью этажами выше.



Точность, с какой Гастон Леру описал парижскую Оперу, поражает. Он явно изучил и в пространстве и во времени, а также облазил ее от основания до крыши. В романе упоминается самая верхняя точка Оперы, Лира Аполлона (Эрик сидит на ней, слушая разговор Кристины и Рауля) и самая нижняя: подземелье "под пятым уровнем подвалов, куда никто никогда не ходит" (там Эрик ненадолго заточил Рауля перед тем, как отпустить влюбленных). Все светские мероприятия проходят в зрительном зале, в фойе и Ротонде Оперы, а вместе с актрисами мы оказываемся в гримерных. Насколько хорошо Леру знал подвалы Оперы, сказать сложно. Ведь "туда мало кто ходит". Тем не менее, в парижской Опере действительно двойной бетонный фундамент, и там действительно существует подземное озеро (помните, в "Большой прогулке" герои фильма уплывают из Оперы на лодке?). Единственная серьезная неточность: обычно расстояние от поверхности озера до потолка составляет около двух футов (60 см), так что там особо не поплаваешь...

Чтобы театр был устойчив, пришлось вырыть огромные подвалы. Верхние этажи этих подвалов до сих пор используются под складские и служебные помещения. Вся подземная часть здания была заключена в двойную бетонную оболочку, чтобы исключить протекание. А подземную реку, которая грозила вообще погубить все строительство, запрудили, устроив на самом нижнем, пятом уровне подвалов, подземное озеро. Воду из этого озера раньше использовали в гидравлических машинах для обслуживания декораций. Теперь этого не делают, появились более современных технологии, и озеро служит теперь резервуаром для воды на случай пожара. Раз в несколько лет его осушивают, проверяют состояние бетонных стенок и дна, и река снова начинает заполнять подземный резервуар.

И вот, наконец, 15 января 1875 года "Гранд-Опера" распахнул свои двери. Между прочим, Шарля Гарнье (архитектора Оперы) забыли пригласить на открытие - ему пришлось покупать билет. Любопытный факт, который впоследствии нашел неожиданное отражение в романе Гастона Леру...



Более подробная и интересная информация - здесь:
http://fantome.by.ru/operagarnier.html (и вообще весь сайт http://fantome.by.ru/, хотя информация на нем давно не обновлялась)
http://myphantom.al.ru/opera.html (проект заброшен, но кое-что выудить можно)

Tags:

Написать комментарий