?

Log in

No account? Create an account
Записи Лента друзей Календарь Инфо Записки на крышке ноутбука Назад Назад Вперед Вперед
Дом приходящего солнца
Олежкины записи
olejka
olejka
Разрушение жизни


Это слово на языке индейцев хопи означает нечто вроде "состояние жизни, которое диктует новые условия существования", но чаще переводят как "жизнь, потерявшая равновесие". Или просто "разрушение жизни".

Когда в 1982 году вышел фильм с таким названием, сказать, что люди его просто не поняли - значит не сказать ничего. Он нарушал все мыслимые и немыслимые правила кинематографа, от технических деталей до самого факта своего существования. Это была первая работа Годфри Реджио, который выступил и как режиссер, и как продюсер и как автор концепта (сценария у фильма никогда не было, да и физически быть не могло).

Естественно, никакого образования, связанного с кинематографом, у него не было. Равно как и какого-либо другого, кстати. В 14 лет он решил, что жизнь абсурдна, и что только в монастыре можно постигнуть истину. "Я не был тинэйджером 50-х, я был подростком эпохи средневековья", - писал он о своем решении. И хотя в итоге церковную жизнь он нашел не менее абсурдной, чем мирскую, в монастыре он развил свой особый, метафизический взгляд на мир, который многими так и остался не понятым.

Разделяя социальные взгляды по оси слева направо, современное общество сводит поиск своей позиции до примитивной точки на этой оси. Реджио же не вписывался в эту одномерную модель. "Я не левый и не правый. Я скорее всего анархист" - решил для себя он, и согласно идеям популярного в те годы философа Герберта Маркузе, решил выбрать абстрактный третий путь, вырваться за пределы стандартного высказывания своих взглядов. Так что даже его выбор поддерживал его мировоззрение - что может быть более абсурдное, чем католический монах, решивший снять фильм на основе мировоззрения индейцев хопи?

Но фильм в итоге получился. Разумеется, не художественный - здесь нет ни одного актера и ни одной постановочной сцены. Значит, документальный? Чаще всего пишут именно так, но документальное кино призвано лишь отобразить некую информацию, в идеале беспристрасно и достоверно. Да, фильм состоит из непостановочных, документальных кадров, которые снимали в самых разных местах земного шара на протяжении нескольких лет. Но ни скорость видеоряда, ни последовательность сцен не призвана отобразить какое-то событие. Это просто несколько лет из жизни человечества, сжатые в 80 минут экранного времени, без каких либо комментариев или человеческой речи вообще. В фильме царит лишь музыка.

С самого начала Годфри Реджио мечтал заполучить для фильма в качестве композитора минималиста Филипа Гласса. Не обладая никакими контактами или умением вести переговоры, он задействовал всех своих знакомых, чтобы, в итоге, выйти на Гласса и получить вполне ожидаемый от "непризнанного музыклаьного гения" ответ "Я не пишу музыку для фильмов". Но Реджио не сдался, и всеми правдами и неправдами затащил Гласса в монтажную, чтобы посмотреть рабочий материал. "Музыкант не для всех" разглядел "режиссера не для всех" - и у них, в итоге, получилось!

Три года ушло у Реджио и Гласса на написание того, что называется термином "саундтрек", а на деле было одной огромной композицией в стиле "нью эйдж", которая и сделала доселе никому не известного Гласса всемирно известным.

К сожалению, именно это сотрудничество и сыграно с фильмом злую шутку. Они никогда не предполагали широкий прокат фильма, и мыслили его, скорее, как действо. Поэтому по соглашению между Глассом и Реджио, копии фильма были без звуковой дорожки. Вместо этого Филип Гласс и его музыканты просто гастролировали в качестве таперов, вживую исполняя музыку во время показа фильма. Это вылилось в итоге в лицензионные ограничения, из-ха которых фильм более десятка лет не издавался ни на каком носителе, а так же не демонстрировался в широком прокате.



Надо сказать, в широкий прокат фильм так и не вышел, да и не мог выйти. "Койаанискатци", как и любой спорный фильм, разграничивает людей на тех, кто может его воспринимать и тех, кто засыпает во время просмотра или просто уходит. И пусть люди просто пришли не туда или оказались неготовы - Реджио слишком обидно видеть обычную, "кинотеатровую" реакцию:

"Койяанискаци" в Москве поставили в какой-то гигантский кинотеатр, четыре тысячи мест. Я был потрясен - полный зал. Фильм начался, через десять минут пять человек вышли из зала, через пятнадцать минут - десять человек, потом народ стройно потянулся к выходу. К концу фильма в зале осталась примерно половина.
- Но две тысячи все же остались - это же огромная аудитория!
- Да, но две тысячи вышли. Я такого еще никогда не видел.


При всем при этом стилистика и приемы Koyaanisqatsi, успешно переняты, растиражированы и затасканы - разумеется, без каких-либо параллелей с источником. Самый свежий пример - фильм "Хронос", хорошо известный первым владельцам HD-видеотехники. Он вышел сразу после Koyaanisqatsi, и является чуть ли ни его клоном, и если бы я не знал, что ни режиссер ни композитор "Хроноса" никакого отношения к Реджио и Глассу не имеют, я бы поверил, что он является частью серии "Каци" (Реджио снял еще два фильма в таком стиле с похожими названиями). Хотя лично у меня сам фильм вызвал ассоциацию со сценами из "Соляриса" Тарковского, а он все же был пораньше.



О чем этот фильм, для чего? Он ничего не рассказывает, ничего не объясняет и не комментирует. Он просто хочет, чтобы человек задумался о Жизни. По-настоящему, глобально - каждый, как сможет.

Лично я вспомнил пророчества о конце света, которые я как-то безуспешно пытался вспомнить целиком, и которые оказались древнее, чем юродивый, о котором рассказывала моя прабабушка.

Если мы будем выкапывать богатства из земли, мы навлечем беду
Незадолго до Дня Очищения паутина покроет небеса
Урна с прахом однажды будет сброшена с небес, и сгорит от неё земля, и вскипят океаны


Именно этими словами (единственным текстом за все полтора часа) и заканчивается фильм. Это пророчества воспетых в фильме индейцев Хопи, которые предшествуют мировому "койяанискаци". А вот что именно это будет - решать вам.

А мы лишь живем дальше. Koyaanisqatsi.

Tags: ,
Настроение: койяанискаци
Играет музыка: Philip Glass - Koyaanisqatsi

8 комментариев или Написать комментарий
Comments
nikitayev From: nikitayev Date: December 11th, 2010 05:10 pm (UTC) (Ссылка)
если не брать метафизику, то сейчас в российских налоговых инспекциях очереди стоят из ИПшников и ОООшников ускоренно проводящих снятие регистрации своих конторок. Вот этог я вижу своими глазами.
olejka From: olejka Date: December 11th, 2010 08:40 pm (UTC) (Ссылка)
Вот скажи мне, плиз - а к чему ты это написал?..
funny_undead From: funny_undead Date: December 11th, 2010 05:47 pm (UTC) (Ссылка)
Заинтригован. Благодарю.
maximbo From: maximbo Date: December 12th, 2010 01:40 am (UTC) (Ссылка)
откуда дровишки? ты сам это написал? откуда ты взял информацию?
maximbo From: maximbo Date: December 12th, 2010 01:48 am (UTC) (Ссылка)
на счет "некому не известного", Philip Glass is considered one of the most influential composers of the late 20th century. На счет "New Age",
his music is often, though controversially, described as minimalist. Он один из пяти основных ее основоположников (Terry Riley, Steve Reich, Philip Glass, John Adams).

Про саундтрек - тоже бред, там интересная история с тем что музыку написал Гласс, а потом ее порезали в другой последовательности для фильма, а с концератми Гласс ездил уже сильно позже, я на них ходил. :)
olejka From: olejka Date: December 12th, 2010 10:02 am (UTC) (Ссылка)
Макс, я написал что именно после фильма он приобрел широкую популярность. Про минималиста тоже написал (ты, я так понимаю, читал только википедию), но конкретно эту вещь характеризуют вместе с фильмом как нью эйдж.
olejka From: olejka Date: August 26th, 2011 08:56 am (UTC) (Ссылка)
Кстати, порезали ее уже после выхода на DVD, когда звуковая дорожка сформировалась физически.
olejka From: olejka Date: December 12th, 2010 10:36 am (UTC) (Ссылка)
информацию собрал из различных источников на разнвх языках, нагугленых в инете.
8 комментариев или Написать комментарий