Олежка (olejka) wrote,
Олежка
olejka

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Разрушение жизни



Это слово на языке индейцев хопи означает нечто вроде "состояние жизни, которое диктует новые условия существования", но чаще переводят как "жизнь, потерявшая равновесие". Или просто "разрушение жизни".

Когда в 1982 году вышел фильм с таким названием, сказать, что люди его просто не поняли - значит не сказать ничего. Он нарушал все мыслимые и немыслимые правила кинематографа, от технических деталей до самого факта своего существования. Это была первая работа Годфри Реджио, который выступил и как режиссер, и как продюсер и как автор концепта (сценария у фильма никогда не было, да и физически быть не могло).

Естественно, никакого образования, связанного с кинематографом, у него не было. Равно как и какого-либо другого, кстати. В 14 лет он решил, что жизнь абсурдна, и что только в монастыре можно постигнуть истину. "Я не был тинэйджером 50-х, я был подростком эпохи средневековья", - писал он о своем решении. И хотя в итоге церковную жизнь он нашел не менее абсурдной, чем мирскую, в монастыре он развил свой особый, метафизический взгляд на мир, который многими так и остался не понятым.

Разделяя социальные взгляды по оси слева направо, современное общество сводит поиск своей позиции до примитивной точки на этой оси. Реджио же не вписывался в эту одномерную модель. "Я не левый и не правый. Я скорее всего анархист" - решил для себя он, и согласно идеям популярного в те годы философа Герберта Маркузе, решил выбрать абстрактный третий путь, вырваться за пределы стандартного высказывания своих взглядов. Так что даже его выбор поддерживал его мировоззрение - что может быть более абсурдное, чем католический монах, решивший снять фильм на основе мировоззрения индейцев хопи?

Но фильм в итоге получился. Разумеется, не художественный - здесь нет ни одного актера и ни одной постановочной сцены. Значит, документальный? Чаще всего пишут именно так, но документальное кино призвано лишь отобразить некую информацию, в идеале беспристрасно и достоверно. Да, фильм состоит из непостановочных, документальных кадров, которые снимали в самых разных местах земного шара на протяжении нескольких лет. Но ни скорость видеоряда, ни последовательность сцен не призвана отобразить какое-то событие. Это просто несколько лет из жизни человечества, сжатые в 80 минут экранного времени, без каких либо комментариев или человеческой речи вообще. В фильме царит лишь музыка.

С самого начала Годфри Реджио мечтал заполучить для фильма в качестве композитора минималиста Филипа Гласса. Не обладая никакими контактами или умением вести переговоры, он задействовал всех своих знакомых, чтобы, в итоге, выйти на Гласса и получить вполне ожидаемый от "непризнанного музыклаьного гения" ответ "Я не пишу музыку для фильмов". Но Реджио не сдался, и всеми правдами и неправдами затащил Гласса в монтажную, чтобы посмотреть рабочий материал. "Музыкант не для всех" разглядел "режиссера не для всех" - и у них, в итоге, получилось!

Три года ушло у Реджио и Гласса на написание того, что называется термином "саундтрек", а на деле было одной огромной композицией в стиле "нью эйдж", которая и сделала доселе никому не известного Гласса всемирно известным.

К сожалению, именно это сотрудничество и сыграно с фильмом злую шутку. Они никогда не предполагали широкий прокат фильма, и мыслили его, скорее, как действо. Поэтому по соглашению между Глассом и Реджио, копии фильма были без звуковой дорожки. Вместо этого Филип Гласс и его музыканты просто гастролировали в качестве таперов, вживую исполняя музыку во время показа фильма. Это вылилось в итоге в лицензионные ограничения, из-ха которых фильм более десятка лет не издавался ни на каком носителе, а так же не демонстрировался в широком прокате.



Надо сказать, в широкий прокат фильм так и не вышел, да и не мог выйти. "Койаанискатци", как и любой спорный фильм, разграничивает людей на тех, кто может его воспринимать и тех, кто засыпает во время просмотра или просто уходит. И пусть люди просто пришли не туда или оказались неготовы - Реджио слишком обидно видеть обычную, "кинотеатровую" реакцию:

"Койяанискаци" в Москве поставили в какой-то гигантский кинотеатр, четыре тысячи мест. Я был потрясен - полный зал. Фильм начался, через десять минут пять человек вышли из зала, через пятнадцать минут - десять человек, потом народ стройно потянулся к выходу. К концу фильма в зале осталась примерно половина.
- Но две тысячи все же остались - это же огромная аудитория!
- Да, но две тысячи вышли. Я такого еще никогда не видел.


При всем при этом стилистика и приемы Koyaanisqatsi, успешно переняты, растиражированы и затасканы - разумеется, без каких-либо параллелей с источником. Самый свежий пример - фильм "Хронос", хорошо известный первым владельцам HD-видеотехники. Он вышел сразу после Koyaanisqatsi, и является чуть ли ни его клоном, и если бы я не знал, что ни режиссер ни композитор "Хроноса" никакого отношения к Реджио и Глассу не имеют, я бы поверил, что он является частью серии "Каци" (Реджио снял еще два фильма в таком стиле с похожими названиями). Хотя лично у меня сам фильм вызвал ассоциацию со сценами из "Соляриса" Тарковского, а он все же был пораньше.



О чем этот фильм, для чего? Он ничего не рассказывает, ничего не объясняет и не комментирует. Он просто хочет, чтобы человек задумался о Жизни. По-настоящему, глобально - каждый, как сможет.

Лично я вспомнил пророчества о конце света, которые я как-то безуспешно пытался вспомнить целиком, и которые оказались древнее, чем юродивый, о котором рассказывала моя прабабушка.

Если мы будем выкапывать богатства из земли, мы навлечем беду
Незадолго до Дня Очищения паутина покроет небеса
Урна с прахом однажды будет сброшена с небес, и сгорит от неё земля, и вскипят океаны


Именно этими словами (единственным текстом за все полтора часа) и заканчивается фильм. Это пророчества воспетых в фильме индейцев Хопи, которые предшествуют мировому "койяанискаци". А вот что именно это будет - решать вам.

А мы лишь живем дальше. Koyaanisqatsi.

Tags: музыка, фильмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments