Олежка (olejka) wrote,
Олежка
olejka

Categories:

συρτάκι

Не все знают, что знаменитое "Сиртаки" не является народным танцем. Он даже не является греческим, а просто стилизован под него, ибо создан в 1964 году в голливуде специально для американского фильма "Грек Зорба" (Gorba The Greek), премеьера которого состоялась почему-то в Германии, под названием "Alexis Zorbas".

Получилось все случайно. Когда режиссер греческого происхождения Михалис Какоянис решил экранизировать известный роман греческого же писателя Никоса Казантакиса (Νίκου Καζαντζάκη), он решил написать сценарий сам. Как единственый грек в съемочной группе, лишь он мог адекватно перенести национальный колорит с поправкой на "обычного" зрителя.



Музыка "сиртаки" не является народной. "Греческую" тему для своего фильма режиссер заказал другому греку, композитору Микису Теодоракису (Μίκης Θεοδωράκης). Эта тема была нужна для короткой, двухминтуной сцены на пляже, когда герой фильма Зорба показывает Бэзилу "национальный греческий танец". Собственно говоря, сама музыка носит название "Танец Зорбы", а вовсе не "Сиртаки".

Танец же "Сиртаки" придумал исполнитель роли грека Зорбы, американский актер Энтони Куин (полное имя Antonio Rudolfo Oaxaca Quinn). Несмотря на то, что он неоднократно играл в кино греков (включая роль миллионера Онассиса), по происхождению он не грек, и даже не американец, а мексиканец. Но как профессиональный актер, он интенсивно вживался в роль.

Фильм снимался не в континентальной части Греции, а на острове Крит. А на этом острове существует два традиционных древних танца:
* "Сиртос" (Συρτός) - медленный танец, размера 2/4. Танцуется в группе людей, выстроенных в ряд. Впервые упоминается еще Люцианом ок. 125–190 г.г. до н.э.
* "Пидихтос" - быстрый танец. Существует в двух вариантах: кастринос пидихтос и малевизиотико пидихтос. Не вдаваясь в подробности, скажу лишь, что его размер 4/4, и он уже не групповой и содержит прыжки.

Сам танец Зорбы никто специально не ставил. Это была чистая импровизация с элементами обоих танцев. Вначале, когда музыка медленная, это элементы сиртоса, в середин танца нет вообще, а в конце - пидихтос. Точнее те элементы его, которые исполнитель главной роли Энтони Куин смог изобразить.

Дело в том, что знаменитая сцена танца на пляже ставилась в последний съемочный день. А днем раньше Куин умудрился сломать ногу, и режиссер фильма Какоянис страшно расстроен тем, что тот не сможет выполнять прыжки и подпрыгивания, которые требовались по сценарию и которые он старательно учил у местных жителей. Но съемки нужно было заканчивать, и Куин заверил Какояниса, что сможет сыграть как надо.

Впоследствие Куин писал: "И я танцевал. Я не мог поднимать ногу и опускать её — боль была нестерпимой — но я понял, что могу волочить её без особого дискомфорта. Тем самым я придумал танец с необычным скользяще-тянущим шагом. Я вытягивал руки, как в традиционных греческих танцах, и шаркал по песку"

Слово "сиртаки" изобрел, по его словам, тоже сам Энтони Куин, как уменьшительно-ласкательную форму от слова "сиртос". Когда режиссер фильма Какояннис спросил его, как называется то, что он станцевал, Куин ответил: "Это сиртаки, народный танец. Меня научил ему один из местных жителей". Однако это всего лишь шутка, своеобразный сарказм, поясняющий, что медленных движений в танце было больше, чем быстрых, да и те актеру дались с большим трудом.

Кстати, возможно историю создания именно этого танца в другом знаменитом фильме: "Форрест Гамп". Только речь там шла об ортопедических ботинках и твисте.

Но хватит слов. Просто посмотрите как рождался танец, который теперь весь мир читают народным и традиционным греческим:

Tags: интересно
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments