?

Log in

No account? Create an account
Записи Лента друзей Календарь Инфо Записки на крышке ноутбука Назад Назад Вперед Вперед
Дом приходящего солнца
Олежкины записи
olejka
olejka
Alphaville
Сделал себе неожиданный праздник. Достал на задворках "амазона" один из последних двух дисков со старым французским фильмом Альфавиль (Alphaville) режиссера Жана-Люка Годара, снятого по его же сценарию.








Что же он из себя представляет, если лениво пробежать глазами его описание или случайно посмотреть бессвязный фрагмент? Черно-белая пленка, уже тогда успевшая стать архаизмом. Гротеск во всем, доходящий до абсурда. И при этом во всем виден вкус и проявление стиля, характерного для "кино не для всех". Но ни один из этих фактов не вызывают к фильму интерес, скорее даже наоборот..

Да, фильм авторский. И да, не блещет ни эффектами, ни оригинальностью сюжета. Не говоря уже о бюджете. Наверное здесь дело в пропорциях, которыми отличаются, как говорят французы, вкусные блюда от невкусных.

Премьера фильма состоялась 5 мая 1965 года, естественно во Франции, и получает нечастый в тем времена рейтинг "детям до 16". А чуть позднее в том же году, на Берлинском кинофестивале, фильм получает гран-при как лучший фильм года.

Сейчас его сюжет может показаться примитивным, а воплощение на экране - скучным. Ну в самом деле, мало ли фильмов про будущее или другие планеты, а уж тем более тех, где нужно бороться с диктатурой машины над людьми? Чтож, напомню: ничего похожего на "Матрицу" или "Звездные войны" тогда еще не было и в задумках, не говоря уже о таком направлении, как "киберпанк", родоначальником которого, вообще говоря, этот фильм и явился.



Напоминаю: на дворе начало 60-х, компьютеры еще сами по себе являются фантастикой и темой для сюжетов, а комбинированные съемки несовершенны и дороги. Как, к примеру, показать быт фантастического города, не скатываясь в мультяшность и с минимальным бюджетом? Годар решил это очень просто. Он создал чужой мир (то-ли будущего, то-ди другой планеты) как модификацию привычных ему 60-х. При этом этот мир только притворяется таким, и его "чужеродность" показывается весьма оригинальными методами, но безо всяких спецэффектов.

Достаточно сказать, что фильм целиком снят в Париже, на реальной местности, без каких-либо декораций. Но снят такой Париж, каким его не видят ни туристы, ни сами парижане. А может просто не хотят видеть: нарочито техногенный, уродливый и скучно-черно-белый. (Невольно вспоминается "Ангел-А", где Бессон использовал точно такую же методику, чтобы показать насолько Париж красив).



Знаменитые коридоры с множеством дверей в лабиринтах Альфы-60 были сняты в только построенном (и еще непривычном) Доме Радио "Maison de Radio France" - одного из самых уродливых парижских зданий, очень напоминающее советскую архитектуру тех же лет. А многочисленные лестницы и гигантские парковки были сняты в терминалах аэропорта, ныне носящего имя Шарля де Голля (тогда он только строился и не имел названия).



Что еще приходит на ум из "атмосферного"? Фильм склеен из длинных сцен, снятых одним куском: нетипично и дорого для кино. Переходы сцен нарочито резкие, обрывом, и перебиваются миганием ламп, индикаторов или неоновых вывесок.

Кстати, "технологичность" фильма этим и ограничивается. Центр внимания здесь - компьютер, его идникаторы, его внутренности и его логика.

Но это еще время динозавров от электроники. Огромное машина, для которого гигантское здание вместе с обслуживаюзим персоналом: в наше время, читая все это на плоском экране лэптопа, трудно себе представить, что это не вляется одной из "фишек" фильма. А ведь это было, и я видел своими глазами и шкафы с барабанами на целых 5 (ужас!) мегабайт, уходящие вдаль стеллажи с ячейками памяти, огромные неуклюжие пульты для визуального контроля базовых операций..

В фильме снята реальная вычислительная машина, это не стилизация и не декорация. Тем зловеще смотрятся щелчки реле и переключение многочисленных индикаторов, зримо сопровожадющих реальные вычислительные процессы, которые по фильму контролируют мозг каждого жителя Альфавилля.



А этот гипнотически монотонный железный голос, которым говорит компьютер Альфа? Как смогли добиться такого эффекта в доцифровую эпоху? Секрет прост и жуток одновременно - это настоящий голос живого человека, страдающего раком горла. Ему вырезали часть горла вместе с голосовыми связками, и он говорил с помощью специального мединского устройства. Когда режиссер услышал это, он решил использовать его в фильме "как есть". Кстати, Джордж Лукас как говорил, что впечатления от этого фильма сформировали у него представление о чужих мирах. Может, отсюда и пошел голос Дарта Вейдера?

Кстати звук этого голоса, при всей его безэмоциональности звучит практически постоянно. Весь фильм идет закадровый или явный монолог машины, огромной и страшной своим сугубо логичным цинизмом.

Больше всего фильм мне напоминает другой культовый (и мой любимый) французский фильм - "Орфей" Жана Кокто. И не только философией механического голоса, черно-белой абстракции потустороннего мира и его непостижимой логикой. Иногда дело доходит до прямых намеков и реверансов в его сторону (вроде совета "Не оглядывайся назад!"). Но "Альфавиль" все же не мистический, а фантастический фильм.

Именно фантастический, а не просто антиутопия (такой ярлык навесили фильму сразу после выхода). Ну да, есть и тотальный контроль, и запрет на человечность и даже номинальный Большой Брат - профессор, создавший машину Альфа. Но все же, если бы Годар просто экранизировал Оруэлла, это было бы слишком неинтересно.



Годар все же не Оруэлл, и поднимает он куда более фундаментальные проблемы, чем страх британского обывателя перед распространением коммунизма в мире.

Кстати, русские в фильме есть, да еще сколько! Но это настолько мощно интегрировано, не являясь самоцелью, что вызывает эстетическое удовольствие. Герои фильма, хотя и говорят по-французски, но
периодически сбиваются на другие языки. Словно они просто играют во французов, которые, на самом деле русские, американцы, или вообще непонятно кто.

Слова, фразы - красивы, и часто бессмыслены. Надо ли говорить, что ни объяснения ни перевода смешаных фраз не дается? Вот почему фильм лучше всего смотреть в оригинале, чтобы все видеть и чувствовать самому. Иначе как иначе , например, монолог пропавшего агента о жизни в Альфавилле, когда Лемми задает ему запрещенный вопрос "Почему?".



"Почему?" - он входит в ступор, и начинает пробовать слово на вкус. "Почему, почему, почему..". И вдруг переходит на русский: "Что значит это слово? Я совсем забыл..", заканчивая опять на французском: "Люди не должны спрашивать "почему?" а четко отвечать: "потому!".

А манера здороваться, отвечая на незаданный вопрос? "У меня все хорошо, спасибо". Изящный намек на превратившееся в бессмысленное английское приветствие "How do you do?".



Слова не в состоянии отразить полностью понятие, но это полбеды. Они могут его запутать, и тогда они становятся запрещенными, как противоречащие логике. А список разрешенных слов в этом мире является библией, которая постоянно корректируется. Идея не новая, она была еще у Оруэлла в знаменитой "1984". Но одно дело - запретить, а другое стереть из памяти человека. Тогда речь человека скуднеет и обрастает бессмысленными фразами-штампами.. не это ли происходит сейчас в мире со всеми языками? Не это ли предвидел Годар?

Прошлого нет, есть только наша ненужная память. Будущего нет, оно еще не наступило и не наступит никогда. Нельзя сказать "сейчас будущее". Есть только вечное неизменное и непроходящее настоящее.

Слушаешь рассуждения "Альфы" и тогда стилистика 60-х в далеком будущем приобретает совсем другой смысл.

Cпойлеры будут, уж простите. Но не такой уж у фильма заковыристый сюжет, чтобы испортить от него впечатление. Впрочем, если не хотите и видеть (мало ли может еще фильм отыщете и посмотрите) - перепрыгните всю секцию.

///-------8<------8<------8<------8<-- SPOLIER ON ----8<------8<------8<--

А запрещенная нелогичная деятельность! В каких немыслимых формах вылезает тяга человека к "нелогичным" поступкам, вызывающим эмоции, вроде танцев или спорта.



Особенно сюрреалистична при этом сцена казни людей, проявивших эмоции.
Огромный бассейн, человек заходит на трамплин. Автоматная очередь в спину, человек падает. И тут же с края бассейна одна за одной синхронно с ним прыгают в воду девушки в купальниках: казнь совмещена с показательным синхронным плаванием! Только центром для пловчих является приговоренный к казни, которого каждая из них, ныряя, ударяет ножом в спину.
А вокруг бассейна стоят люди, спокойно наблюдая за смертью, по завершении которой они просто.. апплодируют девушкам.

Кстати, о девушках. Все как на подбор молодые и красивые, и все лишь бесправные игрушки для мужчин. Куда деваются молодые или постаревшие в фильм не показано, но видя вытатуированые у них на самых видных местах концлагерные номера, на ум прихоядт весьма мрачные мысли.



"Кто ты?" - "Я соблазнительница третьей категории" - "Почему у тебя такие тоскливые глаза?" И пачками таблетки, чтобы продолжать спокойно говорить "Прошу вас, месье.. вы не устали, месье?.. не желаете ли принять душ, месье?.." уже новому "месье".

Но естественно для ключевых персонажей делается исключение в выражении эмоций. Они же на то и ключевые, чтобы принести эмоции в нелогичный мир. А дуэт главных героев, хотя нарочито прост и очевиден, все же чертовски красив.

Анна Карина (почти "Каренина") - красавица с очень русским именем Наташа (произносимое без акцента), дочка главного злодея, сумасшедшего ученого с типичной для 60-х "злодейской" фамилией фон Браун (отклик космической гонки).. "А что такое любовь?"

Эдди Константин с очень характерным лицом, который всю жизнь играя во второсортных боевиках одну и ту же роль с одним и тем же именем Lemmy Caution, по шалости режиссера сыграл ее же опять, но соверешшно в других сюжетных рамках. И с непроницаемым лицом он отвечает ей на ее самый главный вопрос..



И одна из знаменитейших сцен, когда они боятся прикоснуться друг к другу, и Наташа обводит руками в воздухе контуры его тела, читая при этом давно забытые стихи. Дьявольски красиво, и много раз перенято в разных формах.



Когда Альфе задают нелогичную загадку, она спокойно костатирует: "Я не знаю, что это. Но обязательно узнаю. Уже 9 процессов занято поиском смысла вашей загадки". На что герой честно предупреждает чересчур логичную машину: "Если ты на нее ответишь, ты станешь таким же, как я", и становится ясно, что конец уже близок.



Далее действие развивается уже стремительно, и пока Лемми пытается выбраться из здания, компьютер, как и прежде, рассуждает вслух. Но постепенно его размышления перестают быть неопровержимо логичными, и в высказываниях появляются проблески чего-то, напоминающее поэзию.

И когда монолог о времени перетекает в безысходное: "Есть только неизменимое настоящее, отлитое из незымблемой стали.. Из такой же, из которой сделан я сам.. Я - Альфа 60!"

По телу бегут мурашки, когда понимаешь как на твоих глазах совершается чудо: машина осознает саму себя! Но одновременно это означает и ее гибель, так же как и уничтожение чисто логического контроля на Альфавиллем.

Сцена, когда машина сходит с ума, больше всего похожа на сон. Только снято это простыми, но от этого еще более действенными способами. Неожиданные переключения картинки в негатив, повтор одной и той же сцены в разных вариантах... Но самое сильное, это метания по лабиринту кордиоров, поиск выхода среди множества дверей. Боже, сколько раз меня мучали такие видения по сне!..

И люди, внезапно потерявшие привычный контроль, бесцельно тыкающиеся в стены по углам бесконечных коридоров, словно муравьи в муравейнике, внезапно потерявшие царицу.

А потом Наташа фон Браун, которая заново учится ходить, удерживая рассудок только одним словом "Любовь", которое ей повторяет Лемми. "Вспомни что такое любовь!"


// ----8<------8<-- SPOILER OFF ----8<------8<------8<------8<------8<--




И последнее, на закуску.

Когда пухленькая дочурка Оззи Озборна по имени Келли решила, наконец, запеть, продюсер ее первого клипа решил снять его целиком в стилистике именно этого фильма, сняв в тех же локациях, в тех же костюмах и четко следуя сюжету и ключевым сценам. Вкупе с другим заимствованием старых европейских идей - плагиатом песни "Fade to grey" британской группы Visage - получившаяся смесь стала в 2004 году на короткий период очень популярной. Но правообладатели всего того, что было использовано, достаточно быстро подняли шум, и семье Оззборнов пришлось раскошелиться.

Однако "неудобный" клип все еще существует, и очень точно попадает в стилистику фильма. Не хотите (или не можете) посмотреть сам "Альфавиль", просто окунитесь в его атмосферу, хотя бы на 4 минуты под хорошую музыку.


Tags:

Написать комментарий