?

Log in

No account? Create an account
Записи Лента друзей Календарь Инфо Записки на крышке ноутбука Назад Назад Вперед Вперед
Дом приходящего солнца
Олежкины записи
olejka
olejka
Римские каникулы - День 1 - Датская королева и Станцы Рафаэля
Когда нас поднесло течением к гиду, между нами вдруг откуда-то вырос охранник совсем не швейцарского вида (даже наоборот, негр), и закрыл нам рукой объектив: "Не фотографировать!". Я попытался ему объяснить, что фотоаппарат висит на шее, а лапать пальцами линзы дорогих объективов нельзя вообще, а, в частности, может быть опасно для здоровья лапающего и его физиономии, если он, конечно, не облачен в полицейскую форму. По выражению его лица было видно, что он ничего не понял, и только толкнул меня под локоть к выходу - "Не останавливаться!". Гида же прижало спиной охранника куда-то совсем за зону досягаемости. "Убери руки!" - я повысил голос, но он утонул в общем гуле голосов. Ладно, действуем по-другому.
Я демонстративно снял фотоаппарат и отдал его испуганой Юльке, шепнув при этом "Только не вздумай и вправду уйти!", после чего повернул охранника к себе передом а к Юльке задом. "И чего шумим?" - уточнил я. "Задерживаться нельзя" - пояснила горилла, и замолчала. "А вон наш гид стоит", - показал я пальцем на нашу даму с зонтиком. "Она у нас экскурсию ведет". "Говорить нельзя" - произнес охранник, и подумал, не спорол ли он чушь. Чушь таки была спорота, и он сказал уже менее уверенно: "Нельзя здесь стоять..". "Тогда я попрыгаю тут немного, потому что у меня есть вопросы к гиду. Ок?" - и пока горилла думало, я протиснулся ему за спину.

Может быть, если бы не настолько грубые попытки нас не пустить в отгороженую часть капеллы, я бы, может и не проявил к ней такой повышеный интерес. А так я просто, что называется "закусил удила", и пробился сквозь оцепление к веревке, отгородившей кусок капеллы.

Там стояли люди.. То есть не просто толпа (хотя она тоже была, вокруг), а хорошо одетые и немолодые. В центре выделялась высокая и худая немолодая женщина, с каким-то неуловимым благородством на лице, сильно отделанным косметикой. Она беседовала с кардиналом (черная сутана, красная шапочка, очки, и четки в руках), а позади нее стоял мужчина неопределенного возраста, в каком-то военно-торжественном мундире с эполетами. Мне почему-то показалось, что он несколько напыщен, потому что делал очень серьезный вид, и при этом ничего не делал. Но костюм мне его понравился.

"Кто это?" спросил я у гида, но она была еще больше удивлена, чем я. "Прррррраходим!!!" - заревел опомнившийся негр-охранник, и толкнул меня в людской поток, ведущий в выходу. "Я узнаю", пообещала мне гид на прощание. Этим пришлось удовлетвориться.

Юлька поспешила за мной, но я ее остановил, уже будучи одной ногой в проходе. "Щелкни их!" - попросил я ее. "Но ведь нельзя же.." растеряно моргнула Юлька. "Мне нельзя, а тебе - можно. Один снимок, быстро щелкаешь, и уходишь. И не вступай ни с кем ни в какие дискуссии, сразу ко мне. Угу?" "Угу!" - кивнула Юлька, и глаза ее озорно блеснули.

Так вот, господа, рискну упободиться так нелюбимым мною туристами, но скажу - хотя фотографировать было нельзя, мы таки не удержались. Вышло плохо (еще бы, без вспышки и на ходу!) зато больше вы такого действительно нигде не сможете найти. В отличие от фотографий самой капеллы, большой и красивый альбом которой мы спокойно купили в магазине сувениров.



Качество, конечно, хреновое. Но это только подтверждает ее подлинность и уникальность :)

Но оставался нерешеным вопрос - кто это, собственно, такие? "Ну что ты переживаешь?" - успокаивала меня Юлька. "Потом на сайте Ватикана и посмотришь, люди явно немаленького ранга, про такое в новостях напишут, там все и узнаешь". Это было уже в следующем, после капеллы, помещении - маленькой комнатке, где по стенам в витрине висели парадные одеяния нескольких последних пап. Собственно говоря, даже если папы шьют одни и те накидки и кипы, и в одном и том же месте (лишь последний папа, Бенедикт XVI, нарушил эту традицию), это не означает, что одеянияч одинаковые. Тончайшая вышивка, цветовые оттенки - все у каждого папы разное. Так что смысл в такой экспозиции был, другое дело. что она была очень маленькая, и за то время, пока мы ждали, пока соберется вся группа, мы ее выучили практически наизусть, и нетерпеливо "били копытцем", поглядывая на следующую комнату, где начиналась галерея с более интересными вещами.

СОВЕТ: Если вас в Риме откуда-то настойчиво гонят, там скорее всего происходит что-то интересное!

Наконец, прибежала запыханая экскурсоводша. Раскрасневшееся ее лицо пылало радостью и гордостью.
"Я узнала! Это - королева Дании!" - торжественно выдала она эксклюзивную информацию. Моя реакция оказалось для нее явно неожиданой:
"А еще кто?"
"Ой, а я не знаю.." - растерялась она.
"Ладно, сам выясню" - вздохнул я, и мы продолжили экскурсию.

Профессиональные фотографии и более подробную информацию о визите датской королевы я потом обнаружил в блоге "Danish Royal Watchers". Так что, преклоните колени, перед вами Маргарита II (полное имя - Margrethe Alexandrine Þorhildur Ingrid, Ее Величество королева Дании)



А в Ватикан она прибыла для общения, естетсвенно, с Папой Римским (причем несмотря на то, что Дания не является католической страной).



А сопровождал ее сын, принц Хенрик (полное имя - Frederik André Henrik Christian, кронпринц Датский) Это и был тот самый мужична неопределенного возраста в эполетах, именно в таком виде его и можно увидеть на официальном сайте королевской семьи:



* * *

Мы покинули Сикстинскую капеллу - венец творений Микеланжело, и через коридор по лестнице поднимаемся наверх, во владения его соперника - Рафаэля. Он оказался ни более удачливым, ни более известным, поэтому его их по праву ставят на равне. Их обоих узнавали уже только по имени, как не требующих уточнения (традиция, возрожденная в XX веке в США - Элвис, Мэрэлин..), но фамилия Микеланжело (Буанаротти) сохранилась в веках, а Рафаэлю повезло меньше. Кстати, "Рафаэль" по-итальянски звучит как Rafaello, и этой торговой маркой ныне обладает фирма братьев Ferrero, так что это имя в наше время в Италии уже не настолько однозначно, как полтысячелетия назад..

Но вернемся в 1509 год, когда Рафаэль приезжает в Рим по приглашению все того же папы Юлия II. К этому времени Микеланжело уже год работает над росписью Сикстинской капеллы, и уже два года, как папа начал реставрацию второго этажа здания Palazzí Pontificí, который находится прямо над капеллой. Этот этаж, построенный, как и все здание, в 13 веке, начал восстанавливать еще папа Николас V, в 1453 г, надеясь переделать его под свою спальню. Однако позже папа Александр VI из печально известного семейства Борджиа, забросил реставрацию, и поселился в северном крыле, на первом этаже. Папа Юлий II не мог больше выносить позор проживание в спальне, где до него творился богопротивный разврат, поэтому решил доделать второй этаж и сделать там себе покои - или "станцы" (Stanze).

В 1507 году реставрация второго этажа была поручена таким видных художникам того времени, как Лука Синьорелли, Лоренцо Лотто, Балдассаре Перуцци, Пинтуриккио, Перуджино и Содома. Однако когда кто-то умело "пропиарил" (как модно нынче говорить) Юлию II двадцатипятилетнего Рафаэля, тот восхитился его работами, и отменил прежние заказы. Его даже не смущало то, что молодой и красивый Рафаэль пользовался повышенным спросом у женщин, чем тот никогда не пренебрегал. Теперь представьте только, в какой атмосфере шла работа у Рафаэля и Микеланжело в те годы - один внизу, второй - наверху, четко над расписываемым потолком. И оба видеть друг друга не желают!

Второй этаж покоев Юлия II состоит из четырех комнат-станц и Лождий. Но несмотря на название, кисти Рафаэля принадлежат только фрески первых двух станц: Stanza dell'Incendio di Borgo (названая так в честь фрески "Пожар в Борго" (Incendio di Borgo), на которой изображен папа Лев IV, сумевший погасить пожар, вспыхнувший в квартале Борго)


Фреска "Пожар в Борго"


и Stanza della Segnatura (где находятся самые знаменитые фрески из всех станц).


Фреска "Диспут"



Фреска "Афинская школа"


Кстати, на "Афинской Школе", символизирующей триумф философии, намешаны крупнейшие философы разных времен и народов, известные к тому времени. В центре беседуют Платон и Аристотель, самые почитаемые философы средневековья, вокруг фигуры менее значительные. Но не обошлось и без намеков, в конце концов чем он хуже своего соперника? Человек, изображающий Платона, имеет лицо Леонардо да Винчи:



а сидящий на переднем плане Гераклит - Микеланжело:



Изобразил Рафаэль и себя - справа, с группой астрономов:



А вот два других зала - Stanza d'Eliodoro и Sala di Constantino не были закончены Рафаэлем. Разве что главная фреска, "Битва Константина на Мильвианском мосту", задала тон художникам, доделывающим работу Рафаэля.



Молодость Рафаэля ему не помогла - он так и не успел довести свои Станцы до конца, однако успел обзавестись учениками, которые и завершили его работу после смерти художника. Дж.Романо вместе с другим учеником Рафаэля Дж.Ф.Пенни дорисовали новые фрески, пользуясь его ранними рисунками сцен из Ветхого Завета. Всего же над "станцами" работа велась 16 лет - с 1508 по 1524 год. Ни заказчик, папа Юлий II, ни сам Рафаэль, не дожили до их окончания, и так и не увидели готовые покои по всей их красе. А Лоджии, хотя и были задуманы архитектором Донато Браманте достаточно давно, были полностью расписаны учениками Микеланжело, хотя и по рисункам их учителя.

После Капеллы и Станцев воспринять что-то еще просто нереально. Поэтому мы медленно бредем с группой к выходу, стараясь не упустить из виду путеводный зонтик нашего гида..

Продолжение следует

Tags: ,
Current Location: Vatican, Palazzí Pontificí
Играет музыка: Гимн Дании

Написать комментарий