?

Log in

No account? Create an account
Записи Лента друзей Календарь Инфо Записки на крышке ноутбука Назад Назад Вперед Вперед
Дом приходящего солнца
Олежкины записи
olejka
olejka
Основы Граалеведения

"Никто не может с достоверностью доказать,
что речь идет о той самой Чаше, которой
пользовались Христос и Его ученики на Тайной Вечере;
этот факт остается вопросом веры"

Михаэль Хессман

"Братина – это такая деревянная плошка.
Нищая, простая, как Господь.
Она, может, на виду у всех, а ее не видят,
потому что всю жизнь ищут что-то там с позументом"

Умберто Эко, "Баудолино"



Что-то у меня, видимо, слишком много настроения и времени сегодня выдалось, раз я взялся за такое. Даже не взялся, а просто выплеснул все разом, ни на что не претендуя. Видимо, в течение сегодняшнего дня удельный вес маразматических спекуляций на "сакральные темы" в разных СМИ пересилил мое терпение, так что мозг просто не выдержал.

Никакие "тайные истины" вы тут не откроете, ничего ни тайного ни нового здесь нет. Я просто решил собрать в кучку то общеизвестное и доказанное на уже засаленную тему Грааля, без знания чего категорически бессмысленно как-либо рассуждать на эту тему. И уж тем более, читать макулатуру, вроде Дэна Брауна.

Американцы вообще удивительный народ, всегда уверенный в собственной правоте. "Вот эта книга", - вещал в свое врямя мой знакомый Марк из Огайо, потрясая над головой баптистской библией, - "есть слово Божие, и написана самим Богом!" И добро бы так думал только он, или оголтелые мормоны (которых так много было в России 90-х - контингент, отправлявшийся тогда "на миссию" был своеобразным по определению). Так ведь нет, так учат детей, так пишут в книгах и так, согласно многочисленным опросам разных лет, думает абсолютное большинство простых верующих американцев. Поэтому когда какой-нибудь скучающий Дэн Браун внезапно открывает для себя историю уровня европейской воскресной школы, он поражается тому, что "евангелие от Луки" называется так не волей Божьей, а по имени автора, человека. И те, кому он открывает "тайную истину" только потрясаенно выдыхают вслед за героиней его книги: "Да не может быть! Надо же!". Кстати, парадокс - откровенно феминистическая книга показывает единственную женщину в повествовании страшно недалекой и со всем соглашающейся. Но не суть.

Так вот, американцы, как и сам Дэн Браун, давно для себя все решили и уяснили. Грааль - это христианский символ, и про него написано в Библии. Ну, вон так.. Вот где-то у Матфея.. Или Луки.. Ну, вообщем, поискать надо, но там есть, сто процентов!

Поэтому давайте начнем с самого главного - в Библии нет ни слова ни о чем подобном. Нет и быть не может. Ибо само слово "Грааль" нигде в мировой истории не упоминается вплоть до 12 века. И вот тут начинается самое интересное.

Между прочим, в Европе существует около десятка граалей, в разных странах, и каждый утвержается как настоящий, "божественный". Внешним видом они, правда, очень сильно различаются - в зависимости от того, какая именно легенда использована для истории чаши.



Самый известный Грааль "Santo Caliz" находится в соответствующем кафедральном соборе El Santo Caliz города Валенсия. Радиоуглеродный анализ (штука вообще не сильно точная) датирует темно-розовую чашу, высотой 17 см, и вырезаную из ближневосточного агата, периодом где-то между IV в до н.э. и I в. н.э. Правда, золотая подставка с рубинами и жемчугами, сделана уже в XIV веке. Ну, мало ли, может просто захотелось украсить..
Хранится она в Испании с 1437 года, и имеет, разумеется, длинную историю, которую, естественно, сложно проследить документально.



краткая справка

По преданию, эту Святую Чашу доставил в Рим ап. Петр, затем в течение двух столетий она принадлежала Преемникам св. Петра. Когда при императоре Валериане начались очередные гонения на христиан, Папа Сикст II перед своей мученической кончиной в 258 г. поручил сохранить Чашу Грааля диакону Лаврентию (Св. Лаврентию), который отвез ее в свой родной городок Хуэска (Huesca). Затем ее подарили королю Мартину I (Martín I) Арагонскому в ответ на подаренный им золотой сосуд. Так она попала в Каталонию, в местечко Хуэску (Испания); на том месте, где хранилась святыня, был основан монастырь св. Хуана делла Пенья (San Juan de la Peňa). Впоследствии Чаша попала в руки короля Альфонса Великодушного, который передал ее в кафедральный собор Валенсии в 1437 г.
Примечательно, что в этой истории нет ни слова об Иосифе Аримафейском, ни ассоциаций со Святой кровью, – это совершенно иная традиция. И несмотря на то, что в испано- и каталоноговорящих областях существует слово grail, эту конкретную чашу называют caliz.
В 1808 г., во время нашествия армии Наполеона, святыня вполне могла стать "военным трофеем", один старый священник спрятал ее в Аликанте. Последняя большая опасность угрожала ей в 1936 г., во время гражданской войны в Испании. На этот раз ее удалось укрыть в деревне, далеко от Валенсии.

Согласно легенде, поддерживаемой испанцами, считается, что когда Папа Иоанн Павел II посетил Валенсию в 1982 г., он назвал Чашу "следом пребывания Христа на земле". На самом деле это не совсем так - просто Папа использовал эту чашу как потир при проведении эфхаристии (католичесого причастия) во время службы в этом соборе. Собственно, он, таким образом, сам ее и освятил. Слово "Грааль" нигде не звучало, так что, святыня это или нет, официальный Ватикан все-таки не считает его Граалем.








Второй, не менее знаменитый Грааль, хранится в Генуе, в сокровищнице церкви Св. Лоренцо (San Lorenzo). Считается привезенной в 1204 году из Константинополя, во время четвертого Крестового похода. Примечательно, что первоначально упоминалось блюдо, похищенное при разграблении императорского дворца Буколеон (Bucoleon), и достоверно известно, что в 1610 году оно еще было на месте. Однако после Французской революции оно исчезает, и их место занимают две другие "реликвии", якобы все с того же стола тайной вечери. Причем второй называют валенсийский caliz!

краткая справка

В 1204 г., во времена четвертого Крестового похода, при разграблении Константинополя, блюдо было прислано из Византии в Труа тогдашним его епископом Гарнье де Тренелем (Garnier de Trainel). В 1610 г. оно еще было там, но после Французской революции, называемой Великой и Буржуазной, исчезло. Однако два сосуда, украшавшие, по поверью, Вечерю, считаются дожившими до наших дней. Один находится в церкви Св. Лоренцо в Генуе, а второй – в храме в Валенсии. Генуэзская чаша известна под именем Il sacro catino – это емкость, традиционно высеченная из "изумруда", которая, на самом деле, являет собой шестиугольное египетское блюдо изумрудного стекла, около сорока сантиметров в длину.
Этот Грааль прислали в Париж, после того как Наполеон завоевал Италию; когда же после поражения императора сосуд вернули на место, он сломался, что и подтвердило, что был он из стекла, а не из изумруда. Происхождение вещи точно не документировано, Вильям Тирский (William of Tyre) писал ок. 1170 г., что он был трофеем Первого крестового похода, и изъяли его из мечети в Кейсарии (Цезарее, Caesarea) в Палестине. По версии испанской хроники, сосуд обнаружили в Альмерии (Almería) в Андалусии, когда король Альфонсо VII с помощью генуэзцев отбил город у мавров в 1147 г., и среди трофеев находилась «ваза, высеченная из изумруда, формой напоминавшая большую чашу» (un uaso de piedra esmeralda que era tamanno como una escudiella).
В конце XIII в. Жакопо да Ворагине (Jacopo da Voragine), автор «Золотой легенды», составляет хронику Генуи и упоминает в ней описываемый сосуд, ссылаясь на то, что Христос и его ученики ели во время Тайной Вечери из золотого или изумрудного блюда. В соответствии же с некоторыми английскими преданиями, во время погребения Христа, Никодим (Nicodemus) собрал кровь Спасителя в некий изумрудный сосуд, и этот сосуд называется в этой английской книге Sangraal. Культовая ценность, приписываемая Sacro Catino, скорее всего, идет от его материальной ценности, которую приписывали изумруду.




Есть Грааль и в Австрии, в знаменитой венской сокровищнице династии Габсбургов в замке Хофбург (Hofburg). Той самой, где хранится пресловутое "копье судьбы", ассоциирующееся, к сожалению, уже больше с СС и Гитлером, чем с библейскими легендами.



Сей предмет есть "агатовый поднос" (Achatschale) 76 см в диаметре. Датируется IV в., предположительное место изготовления - Константинополь. Известен тем, что вырезан из цельного куска агата, и узоры камня образуют на его поверхности слово "Иисус". Во всяком случае, при некоторой доле фантазии, его можно увидеть.




Свой Грааль, естественно, есть и в США (а куда ж без них!), и называется "Antioch Chalice".



краткая справка

Выставлена в музее Cloisters, относящемуся к Metropolitan Museum of Art в Нью-Йорке. Обнаружена в 1908 году как часть сокровищей церкви Св. Сергия в городе Капер Кораон, возле Антиохии-на-Оронте (ныне Антакиэ, Турция). Антиохия была в те времена настолько важна, что этот город упоминался в ряду с Римом и Александрией, как третий по величине в мире. Считается, что именно там ее приобрели священники церкви св. Сергия.
Внутренняя часть чаши - серебряная, ее и посчитали возможным Граалем. Украшения снаружи были добавлены позже - позолоченные винные лозы, множество птиц и зверей, человеческие силуэты. Святым Граалем ее объявили, чтобы привлечь больше туристов, но быстро отказались от этой гипотезы. Именно на этот "грааль" намекает в фильме Индиана Джонс, говоря, что все почему-то считают Грааль серебрянным и с украшениями. Тогда для ее обозначения было придумано новое слово - Holy Chalice("святой потир") вместо Holly Grail("святой грааль"). Однако не только ассоциация с Граалем, но и сама аутентичность чаши в данный момент стоит под сомнением (текущая датировка: VI-XI вв. н.э.)



Среди новых Граалей, отмечу лишь два наиболее известных.
Это Грааль Зингаро и грааль Хокстоун (aka "Marian Chalice" - "Потир Марии Магдалины").

"Если он прав, то Чаша Христа найдена" - Ньюсуик
"Поиски Грааля окончены" - Дэйли Мэйл

Нет, это не про Дэна Брауна. Это про другой бестселлер, который взбаламутил весь мир на тему Святого Грааля в 1995 году. Версия, которой придерживается Дэн Браун, была подробно представлена и описана еще в восьмидесятые, но люди не хотели верить в нематериальную суть Грааля. Людям нравится думать, что средневековые легенды говорят правду, поэтому книга Грэхэма Филлипса "Поиск Святого Грааля" (Graham Phillips) произвела большее впечатление на публику в романтичных девяностых.



Сперва автор считал, что святой Грааль - это не чаша, а апокрифическое евангелие от Фомы (названное автором для пышности "тайным евангелием" - ау, Дэн Браун!), найденное в Египте в 1945 году (т.н. "коптские свитки"). И, таким образом, Грааль уже найден. Однако затем, в британских хрониках, он находит упоминание о реальной вещи.

Этот грааль представляет собой небольшую чашку, якобы найденную св. Еленой (матерью императора Константина) в гробнице Христа в начале IV века. Чаша была привезена в Рим, откуда была вывезена вестготами на британские острова в 410 году. Что затем случилось с артефактом неизвестно, но, согласно средневековой легенде, он так и остался в Британии, пограничной провинции Римской империи.

В средние века было много чаш, которые объявлялись истинным Граалем, но только один из них назывался Потиром Марии. Он много поколений принадлежал семейству Певерел (Peverel) в замке Уиттингтон (Whittington Castle) в центральной Англии. Наконец, в середине XIX века он был спрятан последним членом рода Певерел, который зашифровал подсказки на витраже церкви Ходнет (Hodnet) в Шропшире(Shropshire). (Коды, коды.. Опять эти коды!) На нем Грааль находится в руках одного из учеников Иисуса, у которого над головой изображен орел. После многих месяцев изучения, Грэхэм Филипс понял, что закодированый витраж обозначает каменную статую орла, которая стоит в гроте, вырезанном в скале, высоко в утесах возле парка Хокстоун (Hawkstone). Парк этот, кстати, после этой истории привлекал к себе внимание еще и своей необычностью - странной тематикой, нелогичной планировкой, и прочими вещами, явно указывающими любителям глобальных заговоров на некую Тайну. Эта тема недавно снова подниманалась в британском фильме "The Real Da Vinci Code", где брали интервью у Грэхэма Филлипса.



К сожалению, грот пришел в удручающее состояние спустя всего десятилетия после того, как был построен, и Грэхэм, на страницах книги, всерьез испугался, что Грааль потерян навсегда. Однако, после исследований архивных записей Шропшира, он вдруг обнаруживает, что чаша уже была найдена. Местный бизнессмен по имени Уолтер Лэнгхэм (Walter Langham) обнаружил реликвию во время реставрации грота в начале 1900-х. Очевидно, что теперь он должен быть находиться в руках его наследников, которые и понятия не имели о значимости этого предмета!
Они, собственно, хранили его вместе с остальным старым хламом на чердаке в их поместье в Ворвикшире (Warwickshire town), в Регби (Rugby).



Артефакт представляет собой маленький каменный сосуд, сделаный из чистого оникса, размером и формой сильно напоминающий рюмку для яйца. Он был проанализирован в лаборатории Британского Музея, и идентифицирован, как римский сосуд для благовоний, датированный первым веком нашей эры. И хотя он совершенно не подходит ни под одно из традиционных представлений о Святом Граале, это единственный претендент на Грааль из всех, чья датировка полностью соответсвует периоду жизни Христа. Но позвольте, утверждает автор, Библия ведь говорит нам, что Мария Магдалина приходила к гробу Господню чтобы умастить его тело благовониями! С этим, кстати, не поспоришь, это точно есть.

Преимущество "Поиска Святого Грааля" как книги было прежде всего в детективной подаче материала. Читатель, вместе с Грэхэмом Филипсом, разгадывает загадку за загадкой, и все ближе продвигается к разгадке тайны Святого Грааля. Звучит знакомо? Ничего удивительного, этим же стилем потом начали пользоваться многие авторы книг на данную тематику, ибо такой стиль изложения гарантирует заинтересованость простого обывателя. Стоит, правда, отметить, что Грэхэм Филлипс уже обладает некоей репутацией, как автор других, менее известных книг: "Атлантида и 10 казней египетских", "Робин Гуд - человек, скрытый мифом" а также "Тамплиеры и ковчег завета".

* * *

Портир Марии Магдалины (The Chalice of Magdalene) или Грааль Зингаро (по имени человека, представившего его миру: Rocco Zingaro di San Ferdinando) - один из наиболее новых "граалей", он представлен общественности в 1995 году. Он известен, пожалуй, лишь скандальностью его истории. Во-первых, его владелец, Рокко Зингаро, является магистром ордена Новых Тамплиеров (какого именно - сказать сложно, уж больно много их развелось).

В 1995 году, когда состоялась презентация книги Грэхэма Филлипса (Graham Phillips), на волне интереса к данной теме, Зингаро созвал в Риме пресс-конференцию, где заявил, что Грааль давно уже найден, и принадлежит испокон веков ордену Тамплиеров, и что теперь, после публикации, об этом можно заявить открыто, хотя они ждали начала нового тысячелетия. "Грааль, который был найден на прошлой неделе в Англии, ненастоящий!" - заявил он. "В мире более двадцати таких "псевдограалей". Однако доказательств истинности своего Грааля он толком не предоставил. Но после такого заявления каждый из владельцев граалей по всему миру, включая соборы в Генуе и Тоскане поспешил сделать аналогичное заявление, и с более весомыми аргументами. Тем временем, в течение всего недели, "граалемания" распространилась сначала по Европе, затем по всему миру.



Во-вторых, практически сразу в дискуссию был вовлечен Ватикан, который 6 сентября 1995 года официально заявил, что Папа Римский лично собирается сделать серию заявлений еще до конца недели. Что он и сделал, в пятницу. Разумеется, его позиция состояла в том, что ни один из известных Граалей не является истинным, и что церковь признает в качестве христианской реликвии лишь чашу из собора в Валенсии.

Начиная с этого момента возникла путаница. Представители собора в Валенсии немедленно заявили, что из чаша есть та самая чаша, из которой испили вино апостолы во время Тайной Вечери, а Грэхем утверждал, что нашел чашу, в которую Мария Магдалина собрала кровь Иисуса (Мария, а не Иосиф Аримафейский, как считалось ранее). Про грааль Зингаро уже успели забыть, спор перешел в новую стадию - теперь утверждалось что две легенды о Граале говорят о двух разных чашах и обе имеют право на существование. Но Ватикан молчал и больше не делал никаких заявлений, очевидно, пожалев, что вообще ввязался в этот диспут.

Собственно, на этом бы история и кончилась, если бы не факт, за который уцепились все СМИ: это первый раз в истории, когда Ватикан высказал публично свою точку зрения на существование Святого Грааля. И все благодаря книге Грэхэма Филипса. Или все-таки граалю Зингаро?




Вообщем, кому интересен полный список - вам сюда:
http://graildiary.blog.de/index.php/graildiary?tag=Reliquien (нем)
или сюда:
http://www.britannia.com/history/arthur/grail-cand.html (англ)

Но откуда вообще взялся Грааль? И что это такое?

Вот список самых известных легенд:

  • Грааль - это драгоценный камень, выпавший из короны Люцифера, когда его изгоняли с небес
  • Грааль - это некая ветхозаветная реликвия, пережившая Потоп благодаря Ною.
  • Грааль - это священный или алхимический камень, связанный с тайной жизнью Иисуса
  • Грааль - чаша, в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь Иисуса после распятия
  • Грааль - чаша, из которой пили апостолы во время Тайной Вечери
  • Грааль - блюдо, с которого вкусили апостолы хлеб во время Тайной Вечери

..продолжать?

Неудивительно, что церковь не признает Грааль как христианский символ, а все намеки на библию считает попросту еретическими. Дэн Браун, неверно истолковывая понятия "апокриф", обрушивается на церковь с обвинениями в том, что "они что-то скрывают!", и в "тайных Евангелиях сокрыта истина!". Да ради Бога, ищите, секрета тут никакого нет - апокрифы, написанные через столетия после Христа, можно отыскать где угодно, а в православной Библии - еще и в приложении к синоидальному изданию. Но даже в них нет ни малейшего упоминания про Грааль. Существует апокриф об Иосифе Арифамейском, но там не говорится ни слова про Грааль.

Про таинственный "совершенный камень" тамплиеров и розенрейцеров, который на самом деле изначально был просто алхимическим "lapis exillis"(превратившимся позднее в искаженно-глубокомысленное "lapis ex coelis", "lapsus ex caleis" - "камень с неба") я вообще упоминать не хочу. Сайентологи во главе в брызжущим слюной Томом Крузом явно указывают на его инопланетное происхождение, что является бредом хотя бы потому, что данная трактовка была придумана Вольфрамом фон Эшенбахом в своей поэме, написанной уже после смерти Кретьена де Труа.

Итак, вернемся к тому, с чего я начал - в Библии нет ничего о Граале, он впервые появляется в 12 веке в произведениях куртуазного романиста Кретьена де Труа.



краткая справка:

Кретьен де Труа (Chrétien de Troyes) - автор знаменитых куртуазных романов второй половины 12 века, создатель жанра рыцарского романа. Жил в Шампани. Более ни достоверных сведений о нем ни его изображений не существует. Кстати, их не существует настолько, что некоторые сомневаются в его подлинности, ибо даже о Шекспире мы знаем немного больше. Все, что нам о нем известно написал он сам, что нетепично для той эпохи, когда некатолические, нецерковные тексты, чаще оставались неподписанными, или писались под вымышленными именами. Еще интересная деталь: в прологе к своему второму роману, Клижес (Cligs, ок. 1164), Кретьен с гордостью перечисляет предыдущие труды: переводы из Овидия, в настоящее время все, за исключением, может быть, одного (Филомена), утраченные; сочинение о короле Марке и Изольде, также утраченное; и сохранившаяся до наших дней поэма Эрек и Энида (Erec et Enide, ок. 1162) – самый ранний из известных нам рыцарских романов о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.
Сюжетика и стиль его романов свидетельствуют о полученном автором хорошем образовании (обычно удел клериков), а намеки и посвящения указывают на тесную связь Кретьена де Труа с дворами графини Марии Шампанской (с 1164]), по указаниям к-рой составлен роман о Ланселоте, и графа Филиппа Фландрского [1169—1188], для к-рого написан роман о Персевале, незаконченный из-за смерти автора.



Вот именно тут, собственно, и начинается Легенда о Граале. С той самой, назаконченной книги де Труа, под названием "Perceval, le Conte du Graal" - роман о рыцаре Персевале ("Парцифале") и поисках святого Грааля. Роман о рыцаре Круглого Стола при дворе короля Артура.



Начнем собственно с Артура, ибо не сохранилось ни одного источника, более ранеего, чем Кретьен де Труа, который хотя бы вскользь
упомянул о короле Артуре.

Надо сказать, что хотя его существование тоже нигде и никем не подтверждено, и он официально, даже в самой Великобритании, относится, вместе с Робин Гудом, к мифологическим персонажам, многие до сих пор считают его релаьным историческим персонажем. Причем некоторые исследователи из Великобритании действительно относят его к Римской империи периода ее заката. А отсутствие в хрониках такого имени объясняют просто - они никогда на самом деле не был королем, максимум местячковым лордом. Официальная же его должность было, уже навязжее на зубах сочетание "римский генерал". На этом данную версию (использованную в последней провальной голлувудской экранизации истории про короля Артура) можно забыть - после
катастрофически неисторического "Гладиатора" историки устали объяснять, что словосочетание "римский генерал" такое же идиотское, как и "советский центурион". Точное же название римской воинской единицы, которой якобы командова король Артур, эти исследователи называть отказываются, гордо поясняя, что это несущественно.


краткая справка:

Численность только пехоты легиона, без вспомогательных войск (кавалерия, легкая пехота) – 5000 человек. Во главе легиона стоит легат, но имена даже менее значимых военачальником (живших в те времена не более 30 лет) уважительно отражены в римских хрониках. А уж тот военачальник, кого англичане и американцы называют "генералом" (т.е. командира соединения нескольких легионов, фактически "армия" в современном смысле этого термина) вообще не мог пройти незамеченным. Кстати, такой высокий пост, тем более в провинции, мог занимать римлянин по происхождению, так как императоры справедливо боялись бунта.




Так вот, в хронологии военачальника с именем "Артур" (Arthur) не было. Что, правда, естественно, ибо имена с течением времени сильно искажаются, и обкатываются диалектами языков.

Исследователи часто предлагают на роль Артура некоторых реальных исторических лиц с похожими именами: Ambrosius Aurelianus (римский военачальник, сражался против саксов и выиграл битву при горе Бадон (Mount Badon, лат. Mons Badonicus, валл. Mynydd Baddon, чьи годы жизни толком неизвестны; Lucius Artorius Castus - римлянин 2 века нашей эры. Кроме того, если смотреть на имя, как на псевдоним,у него видны как латинские корни (римская династия "Artorius" aka "Arturius", что значит "пахарь"; кроме того - в астрономии название звезды Arcturus), так и валлийские ("Artur" как "art" + "ur", т.е. "человек-медведь"), а также кельтские ("Arthur" в современном написании).

Дополнительную историческую путаницу вносят поздние британские хроники и современные деятели, наживающиеся на туристах, обожающих тайны и легенды. Я имею ввиду знаменитую достопримечательность Сомерсета - аббатство Гластонбери (Glastonbury).



В 1184 году страшный пожар уничтожил старое аббатство, постороенное частично друидами, частично римлянами, и монахи занялись его реконструкцией, попутно ведя псевдо-археологические раскопки. В 1191 году под каменными плитами пола они обнаружили дубовый гроб с двумя скелетами - мужским и женским. В архивах аббатства сохранился подробный отчет об осмотре тел усопших. Скелет мужчины обладал исполинским ростом (более двух метров) и его череп был поврежден ударом от меча. А на голове женщины прекрасно сохранились пряди белокурых волос. Откуда такие подробности? Подробный отчет об осмотре тел сохранился в архивах аббатства по сей день. Но онахи с самого начала искали именно останик короля Артура и королевы Гвиневры, так как, согласно легенде, Авалон находился где-то в этих местах, так что неудивительно, что эти останки единогласно признали подлинными, после чего соорудили крест и соответствующей надписью. Но никаких опозновательных знаков на останках не было, а сами останки, позднее перенесенные в саркофаг из черного мрамора перед главным алтарем, исчезли после разрушения аббатства в 1539 году по приказу Генриха VIII, во время его борьбы с католицизмом.



Вообще, в своих предположениях исследователи доходят до жутких абсурдов, вплоть до того, что король Артур был русским.. Ох, сдается мне, про короля Артура сделаю отдельный пост.. Но вернемся к граалю и Кретьену де Труа.

Это правда, что до него была и полная откровенной чепухи "Historia Brittonum" Ненниуса (ок. 8-9 в. , точное время не установлено), и хроника "О разорении и завоевании Британии" валлийского монаха Гильдаса (ок. 6 в.), но даже там были просто намеки, которые уже позднее притянули за уши как упоминания об Артуре. В валлийских мифах с сюжетами, похожим на романы о рыцарях Круглого стола, имя "Артур" или какой другой король, не фигурируют. Существует, правда, более достоверный источник, немного более ранний, чем Кретьен де Труа - знаменитая "Historia Regum Britanniæ", Джеффри Монмаутского. Краеугольный камень истории Британии, огромный труд, хронологически описывающий всех королей бриттов за две тысячи лет, был написан около 1136 года. Однако есть многие вещи, вызывающие сомнение в истинности ее данных. Помимо короля Артура, это единственный источник, где в качестве королей Британии названы король Лир (кроме данной книги встречающийся только у Шекспира), Старый Коль (тот самый, который "старый дедушка Коль, был веселый король"), а также римский император Константин Великий и даже короли Трои. Беглый взгляд (сам я данный труд не изучал, но его учат англичание в школах) дает предположение о том, что средневековые короли британии просто хотели показать преемственность своей власти. А ведь все королевские дома старой западной Евровы - это династии захватичков тронов, начиная с мажордомов династии Меровингов, уничтоживших эту династию и разделивших когда-то единое королевство на множество княжеств. Но на тему Меровингов я могу говорить бесконечно.

Кстати, насчет Круглого Стола - его придумал не Кретьен де Труа, а норманнский поэт Вас, в "Романе о Бруте" 1155 года. Вас первым из авторов упомянул в своей поэме Круглый стол, сооруженный по распоряжению короля Артура для того, чтобы избежать споров о старшинстве.

Впрочем, я не настаиваю в своем скептицизме. Я сам втайне верю, что у короля Артура был реальный прототип. Но вот с Граалем его связал именно Кретьен де Труа. Кстати, тут тоже полно заблуждений - сам король Артур никогда никакого отношения к Граалю не имел, речь шла об одном из его рыцарей, сэре Персивале. Король Артур упоминается в качестве такого же ориентира, как царь Ирод в Библии, для обозначения время жизни Иисуса. Двор короля Артура во всех источниках был просто отправной точной для поисков святого Грааля, которые предпринимали другие рыцари - Персеваль, Гавейн, Ланселот, Борс, Галахад. Не более того.

Итак, сэр Персеваль (Perceval), и знаменитый незаконченный роман Кретьена де Труа.



краткая справка:

Последний роман Кретьена де Труа "Персеваль, или Повесть о Граале", тема которого – воспитание героя в понятиях рыцарства,
остался незаконченным. Явившийся ко двору короля Артура юный Персеваль невежествен и по-детски неотзывчив на чужие страдания. Внешние атрибуты рыцарства он усваивает быстро и выказывает себя не по годам доблестным бойцом, но терпит
неудачу там, где требуются рассудительность и сострадание. В замке увечного Короля-Рыболова Персеваль не спросил, кому предназначена пища в Граале, большом блюде, которое проносит по замковым покоям дева в таинственной процессии. Он промолчал, поскольку наставник предостерегал его от болтливости. Потом это молчание ставится ему в укор: задай он вопрос, и Король-Рыболов был бы исцелен. Несмотря на то, что за этот промах Персевалю грозят ужасные кары, он не ведая страха отправляется в странствия – разыскивать Замок Грааля. В том месте, где текст Кретьена обрывается, бедного Персеваля преследуют всевозможные беды. Дальнейшая его судьба описывается в немецком "Парцифале" (1195–1210) Вольфрама фон Эшенбаха, (Wolfram von Eschenbach) частично основанном на поэме Кретьена.






Кстати, при последующих поисках святого Грааля, в том числе, и проведеные в 30-х годах особым подразделением SS "Наследие предков" ("Ahnenerbe") под руководством Отто Рана, все опирались именно на версию фон Эшенбаха. А знаете почему? Потому что он гораздо больше внимания уделил Граалю, "недописанному" Кретьеном де Труа, чем самому сюжету, и наполнил его неким, почти сакральным, смыслом:

...Излучал волшебный свет,
Пламя, в котором, раскинув крыла,
Птица Феникс сгорает дотла,
Чтобы из пепла воспрянуть снова,
Ущерба не претерпев никакого,
А только прекраснее становясь...
Вот она - взаимосвязь между умираньем
И обновленьем!"

А также более четко пишет о его местонахождении:

Святого Мунсалвеша стены
Катары и ночью и днем стерегут.
Святой Грааль хранится в нем,
Грааль - это камень особой породы.
На наш язык пока что нет перевода,
Он излучает волшебный свет!
Но как попасть в Граалево братство?
Надпись на камне сумей прочитать!
Она появляется время от времени
С указанием имени, рода, племени,
А также пола того лица,
Что призван Граалю служить до конца.
Чудесная надпись ничем не стирается,
А по прочтении, за словом слово
Гаснет, чтобы появился снова
Дальнейший список в урочный час,
И так же, прочитанный, погас...

Мунсалвеш однозначно трактуют как Монсегюр, так что вот вам и катары, уничтоженные за ересь. И тут ничего удивительного - фон Эшенбах действительно писал, вдохновившись пейзажами Лангедока. Но - вдохновившись, не более.



Фон Эшенбах пишет о "чудесной надписи" на Чаше Грааля. Подобную надпись можно увидеть на Чаше, хранимой в Валенсии. Ничего себе аргумент в пользу ее подлинности, учитывая, что эта гравировка сделана на арабском языке, и об истинном ее значении до сих пор ведутся споры.

Почему же все считают, что человек, "дописавший" роман о Граале, действительно знал больше того, кто его, Грааль, и создал? Нет ответа.

Но давайте наконец разберемся, что такое Грааль именно в том, первоначальном смысле, как его описал Кретьен де Труа.
К сожалению, мне так и не удалось отыскать полный русский перевод "Персеваля". В интернете доступно лишь краткое изложение на английском (если кому интересно - тут: http://mcgoodwin.net/pages/otherbooks/ct_perceval.html).
Поэтому просто поясню, о чем там речь.

При описании приключений Персеваля в замке Короля-Рыбака (безымянного! имя дал ему потом фон Эшенбах!), он присутствовал при странном обряде над раненым королем. В комнату вошел юноша, он нес окровавленное белое копье, из которого кровь сочилась ему на руку. Помянуя свой обет, сэр Персевал не спросил, что это за копье, хотя ему это было явно интересно (некоторые считают, что речь идет о знаменитом копье судьбы, про которое хочется написать отдельно). Затем шла дева, с граалем - блюдом, сделанным из золота и усыпанным камнями. Когда оно появилось в комнате, все озарилось ярким светом. Однако это не удивило Персеваля, и у него не было никаких вопросов. За ними следовала свита с канделябрами. Процессия прошла мимо в соседнее помещение.



И лишь много позже, ближе к тому месту, где роман обрывается, другая дева упрекает Персеваля в том, что он не поинтересовался, кому предназначался грааль (а он предназначался самому королю-рыбаку), из-за чего его короля не удалость спасти.

Вот небольшой отрывок из оригинала в переводе Евгения Витковского:

Отец же, в том даю вам слово,
Сего благого рыболова,
Чьи столь успешны невода –
Король тот самый, что всегда
Вкушает яства на граале;
Но подают ему едва ли
К столу миног иль осетров;
Отменно сыт он и здоров,
Лишь гостию вкушая с блюда –
Оно-то и свершает чудо,
Оберегая едока:
Грааля святость велика!


Полный раскаяния Персеваль клянется служить Граалю, ибо узнает, что является членом семьи его хранителей.

И что - это все?? Грааль - блюдо для рыбы??
Ну, вообщем-то да.
Так почему все так зациклились на чаше? Ассоциация кельтского волшебного сосуда с Иосифом Аримафейским, вероятно, тоже произошла из-за двусмысленности, неопределенности старофранцузского слова cors, которое может значить и "кубок", и "тело". Поэтому "грааль", понятый как "кубок Христов" и переосмысленный как "тело Христово", оказался связан с образом Иосифа Аримафейского, стража над телом Христа. Тут уж, как говорится, о чем думали - с тем и ассоциировали.

Кретьен де Труа придумал новый, романтический жанр - куртуазный рыцарский роман. И принес новый литературный символ - Грааль, точнее, нечто, что заставляет благородных рыцарей отправляться в поход. Причем не всегда на его поиски, иногда просто во славу. Так что же он имел ввиду?

Давайте сравним де Труа, например, с Дж. Толкиеном. У него ведь тоже все складно, даже больше, чем у де Труа с его короем Артуром - тут и глобальная хронология, и подробная карта местности, фольклор, описание народов, да мало ли чего еще! И представим теперь такую картинку - лет через 900 ученые всерьез задумываются о местоположении Средиземья. Строят гипотезы, издают труды, ожесточенно спорят, а все потому, что существует очень много источников. Причем не только от Толкиена - ведь продолжения писали многие, не только Ник Перумов.



Не помню у кого из фантастов был уже такой сюжет - в далеком будущем нашу историю изучают по книгам - единственному, что уцелело после серии войн. И они добиваются потрясающих успехов в науке и космонавтике, просто пытаясь повторить "достижения", описанные в нашей научной фантастике. Так что все, кто пытается как-то связать Грааль с христианством вообще или с Христом в частности, просто сами того не зная, наивно попадают под влияние средневековых романтических рассказов.

Незаконченность романа, а также обстоятельства смерти де Труа (его смерть совпала со страшным пожаром в Труа, в котором, как считается, погибли его рукописи, в том числе и окончание романа о Граале) рождала Тайну, и предположение, что де Труа знал что-то, что не успел сообщить людям. Но с другой стороны, это позволяло многочисленным подражателям писать своми произведения - как про короля Артура, так и про Грааль, и делать многочисленные ответвления незаконченной сюжетной линии. Однако они тоже не открывали никакой тайны - только многозначительно напускали туман, и запутывали еще больше. Таковы законы жанра любого приключенческого произведения, коим все эти романы, собственно, и являются. Ни больше и не меньше.

На этом можно было бы и закончить, если бы не одно "но". Откуда всялось само слово "Грааль"? Слово имеет явно кельтское происхождение, в этом сходятся практически все лингвисты (исключая тех, кто изначально связывает его с латинским Gradale, т.е. "чаша"). Но откуда его взял Кретьен де Труа? И что означал странный обряд, увиденный сэром Персевалем, если он вообще что-то означал? Может, святость Грааля лежит вовсе не в христианской традиции?

Но это тема для совсем другого поста..



Повторяю, я не профессионал, и вся приведенная информация совершенно общеизвестна. Если вас интересует мнение людей, более глубоко знакомых с вопросом, прошу сюда:

Tags: , ,
Настроение: саркастическое

5 комментариев или Написать комментарий
Comments
nerpa27 From: nerpa27 Date: June 19th, 2006 07:18 am (UTC) (Ссылка)
Спасибо тебе, родной. Вот вчера посмотрели фильм. этого самого...
Фильм - чушь какая-то. Жалко, что эти актеры там играли.
И мне опять захотелось перечитать Маятник Фуко...
olejka From: olejka Date: June 19th, 2006 07:21 am (UTC) (Ссылка)
После Эко, кстати, писать что-то на темы "всемирных заговоров" вообще, имхо, бесполезный труд.
nerpa27 From: nerpa27 Date: June 19th, 2006 07:32 am (UTC) (Ссылка)
Ну, не многие прочитали Эко! А Дена Брауна - чуть ли не все!
Дала соседке "Маятник Фуко" читать. Брауна она за ночь прочла. А тут даже с первой страницы не сдвинулась.

Так что есть еще аудитория для создателей "всемирных заговоров" и большая!
olejka From: olejka Date: June 19th, 2006 07:43 am (UTC) (Ссылка)
Мдя.. Кстати, немцы, увидев у меня книжки Эко, удивленно спросили "И ты это прочитал до конца??". Оказывается они несколько раз начинали, и до конца их так и не хватало. Даже знаменитое "Имя Розы", по которому как раз немцы и сняли фильм.
Кстати, разбор полетов: http://olejka.livejournal.com/208445.html
nerpa27 From: nerpa27 Date: June 19th, 2006 08:45 am (UTC) (Ссылка)
Когда в первый раз читала Маятник тоже с трудом пробиралась через первые страницы. Во второй раз читала эти первые запоем и понимала, что без них ну ни как.
Спасибо за твои путевые заметки.
Все пошла закачивать в пальму романы Эко (так как соседка маятник еще мучает *кажется на 3 странице*), а "имя розы" в Ростове.

5 комментариев или Написать комментарий