?

Log in

No account? Create an account
Записи Лента друзей Календарь Инфо Записки на крышке ноутбука Назад Назад Вперед Вперед
Дом приходящего солнца
Олежкины записи
olejka
olejka
Римские каникулы - День 1 - Ватикан
Того кто придумал будильники, я бы в то утро до смерти закидал тапочками. Его спасло только то, что тапочек у меня с собой не было, а сам изобретатель давно умер. Сколько я спал - пять часов? четыре? Не помню, но чувство долга велело встать и начать расталкивать сладко спящую Юльку. Ведь наша сегодняшняя цель - Ватикан!


Веселье началось уже с завтрака, путь к которому преграждала цепь между бронзовыми столбами, по-театральному обтянутая красным бархатом. Сбоку у пюпитра стояла девушка в очках с очень серьезным выражением лица. Обычно такие спрашивают номер комнаты, что подверждала и бумажка на пюпитре, где в столбик были написаны трехзначные номера. Я подошел к ней с улыбой, но вопрос прозвучал неожиданно: "У вас есть завтрак?"
"А здесь что, не кормят?" - попытался отшутиться я, но по растерянно блеснувшим очкам, я понял, что их обладательница либо тоже не выспалась, либо говорит по-английски еще хуже, чем вчерашний ночной портье.
"Номер комнаты?" - "423" вежливо сказал я, после чего она кивнула, и вывела на своем листике "132". Я повторил правильный номер, после чего единица была исправлена на четверку. Пришлось повторять номер еще два раза, после чего я уже молча показал пластмассовую бляшку от ключей.
"У вас есть завтрак?" - повторила она опять свой вопрос.
"Если вы имеете ввиду, входит ли он в стоимость, то ответ - не знаю. Я даже не знал, что возможны варианты. Потому что когда я заказывал номер, такой опции не было. Когда я получал ключ, у меня тоже не спросили, хочу ли я завтрак. А раз это не опционально, значит входит в стоимость номера. Логично?"
"У вас есть завтрак?" - стало ясно, что дело именно в языке, а не в сонливости.
"Даже если нет, то я потом доплачу!!"
"Платить - нет. У вас есть завтрак?"
"НЕ ЗНАЮ!!!!!!!!"
У девушки, охраняющей священные врата в ресторан наконец что-то сошлось в мозгу, и она нарисовала возле нашего номера треугольник. После чего кивнула, и пропустила через цепь.

Завтрак оказался более чем скромным. То есть булочки-то это хорошо, я не против, но разве это еда для мушкетера?! После второго круга вокруг скромного стола с плавлеными сырками и нарезкой колбасы, мною был обнаружен чан, где, по всем признакам, раньше была яичница и сосиски. Но, блин, куда ж раньше-то, если сейчас только начало восьмого?? Пришлось высказать свое "фи" официанту, который понял только тогда, когда я ткнул пальцем непосредственно в чан. "Si, si!.." - и убежал. С горя пошел набирать кофе, потому что спать хотелось несмотря на все увещевания моего организма прочувствовать торжественность момента первого утра в Риме.

Заветный краник с кофе (после трех неработающих) я таки нашел, но когда я вернулся к столику, Юлька выглядела крайне напугано. "Тут подходила какая-то женщина, сказала, что если мы на экскурсию, то должны выходить."
"Ага, щас!" - саркастически хрюкнул я из кружки с кофе. "Вот все брошу и побегу неизвестно куда. Она сказала какую именно экскурсию она имеет ввиду? И почему она подошла именно к тебе?"
"Не знаю" - Юлька задумалась.
"На каком языке она говорила?" - смягчился я, и "успокоительно" добавил: "Может ты чего не так поняла?"
"Она хоть и коряво говорила, но понятно!" - возмутилась моя половина.
"И все равно - до нашего автобуса еще 15 минут, а без яичницы я никуда не пойду, иначе весь день в Святом Городе буду богохульно урчать пустым голодным желудком!"

Мой глас вопиющего в стакане был услышан, и в чан со сковороды бухнули желтую, аппетитно пахнущую массу. Няяяяям!!! Не прошло и пяти минут как я уже был спокоен, миролюбив и вообще готов на любые подвиги. Поэтому даже не обиделся, когда портье, увидев, как мы вышли со столовой, запрыгал и с криками "Они! Они!" начал тыкать пальцем в нашу сторону. Девушка, читавшая газету на стойке, вздрогнула, и подняла голову. "Это она ко мне подходила!" - шепнула мне Юлька. "Ну щас и разберемся!" решительно сказал я, и нацелил на девушку свою улыбку.
"Что же вы так долго?" - начала она сразу с упреков.
"Ничего не знаю - мне сказали в 7:45" - вежливо ответил я.
"А, да ничего этот ночной портье не знает, время-то указывается приблизительно" - махнула рукой девушка и повела нас к микроавтобусу типа "маршртука" грязно белого цвета и без опозновательных знаков.

Мне стало неловко - может правда только нас и ждали? Но пока мы размещались в раздолбанном микроавтобусе, девушка уже куда-то убежала. Я даже не успел уточнить, откуда она знает, что мы - это мы? Но других машин перед отелем не было, так что вроде бы все верно.
Через некоторое время девушка вернулась с недовольной парой пожилых немцев. Судя по их заспанным лицам, они даже позавтракать, в отличие от нас, не успели.
Я решил все же уточнить, правомерно ли девушка взяла нас к себе в автобус и протянул ей квитанцию. Она от нее только отмахнулась: "Я просто отвожу, деньги берет фирма" и начала пытаться захлопнуть дверь.
Кстати, степень раздобанности средства передвижения, которое нас должно было привезти в Святой Город, просто поражала - внутренняя обшивка кузова отсутствовала в лучших традациях московско-кавказских такси, а дверь закрывалась только за веревочку, которой дверь подтягивала водительша. При этом закрывалась она плохо, так что на особо лихих поворотах дверь все норовала открыться (водительша, чертыхаясь, подтягивала ее за веревочку обратно), и не до конца. Причем дело было не в том, что в щель дуло (в тридцатиградусную жару, которую синоптики обещали на сегодня это не проблема), а в ощущении надежности всей конструкции. Одним словом, машина не просто выглядела, как русская маршрутка - по всем функциональным признакам она ей ни в чем не уступала.

Когда машина двинулась и мы впервые выехали на улицы древнего города, я мысленно поздравил себя с правильным решением, ибо мы тут же, сразу после катастрофически узкой улицы Aureria Antica попали в пробку. Никто никого не пропускал, подрезали при первой возможности, эмоционально размахивая руками - вообщем, все как и ожидаешь, насмотревшись классического итальянского кино. "А на автобусе мы бы ехали и ехали!" - не уставал гордо повторять я, когда наша чудо-водительша втискивалась в очередную немыслимую нычку, и опять подтягивала открывшуюся после лихого поворота дверь.

Через некоторое время начали попадаться виды чего-то древнего, и душа стала медленно наполняться Ощущением праздника. Вот уже показались огромные массивные стены, и стало понятно, что цель близка. "Vaticano!" - сообщила водительша, и мы все прилипли к окну. Вдоль огромных стен нескончаемым потоком стояла очередь из пестрых туристов разных стран и оттенков. Минут через пять, когда мы все еще ехали вдоль нее, в очереди люди уже читали книги или смотрели кино на портативных плеерах. От перспективы столько стоять мне стало нехорошо. "А ведь мы еще даже не доехали до конца очереди" - толкнула меня Юлька.

Вот показался быстро растущий хвост очереди, однако маршрутка и не думала останавливаться. Вот уже и стены кончились и мы выскочили на какую-то площадь. "Наверное, парковаться можно только тут.." - неуверенно предположил я, когда наш многострадальный автобусик стал где-то в переулке, возле гостинницы. Водительша убежала, и через какое-то время вернулась еще с двуми людьми, после чего мы опять поехали дальше. "Еще людей забрали.." - задумчиво произнесла Юлька. А какого черта, если тут пешком идти два квартала? У меня начало зреть нехорошее подозрение, которое после второй остановки с забиранием людей превратилось в уверенность. Так что я подошел к водительше и решительно потребовал подбросить нас к Ватикану. "Я полагаю, мы сели не в тот автобус" - пояснил я ей. "Не понимаю" - пожала плечами она. "Офис. Там разберутся!".

Вот так еще через полчаса мы и оказались на площади, где расположен офис фирмы Carrani. Наш автобусик приткнулся между двумя такими же развалюхами, и нам предложили пройти внутрь маленького душного офиса, до отказа забитого людьми. Я пробился к стойке и начал возмущаться "Я заказывал экскурсию в Ватикан! А мы потратили уйму времени, и в итоге оказались в другой части города!" Однако мой праведный гнев быстро сошел на нет - к ответу девушки за стойкой я оказался не готов: "А вы за экскурсию платили? Нет. Вот вас и привезли за нее платить, как и всех". Я ошалело посмотрел на часы - было около 10. И нафига, спрашивается, мы вставали так рано и вообще заказывали экскурсию, чтобы успеть внутрь пораньше?? Но отсюда, из центра, мы точно ничем до Ватикана так быстро не доберемся. "Хорошо, давайте, только поскорее", нервно сказал я, и протянул ей карточку. "Карточки принимает только моя коллега за соседней стойкой" - сообщила мне девушка. Я посмотрел на внимательно на нее, потом на стойку, длиной в полтора метра, и на ее коллегу, которая сидела четко справа от нее за соседним стулом. К ней была другая очередь. "А что, вот так просто взять и оплатить Заратустра не позволяет?" - от обиды спросил я по-русски. "Перейдите в другую очередь" - повторила девушка, которая уже смотрела сквозь меня: "Следующий!".

СОВЕТ: Помните, в Риме царит тотальный бардак практически во всем. Это придает городу свой шарм, по сравнению с другими итальянскими городами, но может жутко нервировать, если пытаетесь что-то точно спланировать. Постарайтесь снизить свою зависимость от какой-либо турфирмы до минимума.

Еще через минут пятнадцать, я получил заветный талончик оплаты. "И куда мне теперь с ним?" мрачно спросил я. "Там, снаружи автобус" - сказала другая девушка, не глядя на меня. "Следующий!".

На Piazza San Bernardo, где расположена фирма Carrani, одной из площадей центральной части Рима, было много автобусов. И стояли они в разных местах, а переход площади в Риме дело нетривиальное. Путеводитель гласит: "Делайте уверенное лицо и переходите туда, куда вам надо, а то вас не пропустят". И я с ним полностью согласен.

Так или иначе, правильный автобус был найден (я несколько раз уточнил, наш ли это), и мы залезли в его раскаленную железную коробку. Хотя мы и спешили, запыхавшись, стоять пришлось еще долго - в частности, от нас хотели услышать, на каком языке мы хотим слушать экскурсию. Выбор был необычайно богат - английский или немецкий. И оба, в принципе, подходили, если бы не одно "но" - ни один из языков не был родным ни для одного из наших итальянских гидов. Поэтому мы благоразумно взяли паузу на обдумывание, и стали вслушиваться в то, что говорят гиды по внутренней связи. Они пытались рассказать что-то необычайно, по их мнению, интересное о Риме вообще, повторяя каждое предложение на обоих языках. Причем все это с дикой скоростью, безэмоционально и явно заученно. И если английский вариант был еще туда-сюда, то от немецкого у Юльки быстро опухли уши, и она решительно заявила, что на отдыхе она так себя мучать не позволит. Таким образом, на чистом немецком гиду было предложено перевести нас в английскую группу. Гид удивилась, но не возразила, тем более, что пара немцев из нашего отеля сделала то же самое.

* * *

Тем временем автобус благополучно дотащился до "парадного вида" Ватикана - площади святого Петра, где и остановился в толпе других автобусов. Но нам нужно было не в собор, а в музеи, стало быть, нам предстояло идти пешком. Куда - знали только гиди, сосредоточено вылавливающие "своих" из толпы людей, выдавливающихся из автобуса. Но пока группы еще только формировались, я вдруг увидел ИХ! Итальянок! Причем в полицейской форме.
Ну, я был бы не я, если не подошел и не попросил с ними сфотографироваться. Юлька, конечно, тащила меня за рукав, и яростно шипела, что я псих, но это меня только подзадорило. Да и сами итальянки были с чувством юмора, и не отказались, обступив меня с обоих сторон и даже прижавшись поближе. Обидно только, что как раз когда Юлька уже настроила камеру, справа от меня остановилась машина и что-то спросила у второй полицейской. Она, естественно приступила к исполнению служебного долга. "Снимай скорее, а то и вторая уйдет!" - прокричал я Юльке.


Это, пожалуй, единственый раз, когда я не решился обнять женщину для фотографии


Могу сразу сказать, на этом мое знакомство с итальянками в форме у меня и закончилось. Что бы вы там себе не думали. Тем более, что мне уже злобно махала зонтиком наща гид, ибо мы задерживали группу.

* * *

Вход в Ватиканские музей находился где-то за пределами видимости, но вот очередь была видна повсюду, где были видны городские стены, ибо петляла вдоль нее. Мы всей группой влились в ее быстро растущий хвост как раз возле огромных бронзовых ворот с эмблемой нового, текущего папы Римского, Бенедикта XVI. "Вам повезло", честно сказала наша гид. "Людей совсем немного, прямо можно сказать, что вообще нет."

СОВЕТ: Ватикан лучше всего посещать в будние дни, тогда меньше всего людей и гораздо меньше шансов попасть на какой-нибудь праздник. Если же вы твердо решили посетить Ватикан в выходные дни, помните - по воскресеньям Ватикан не работает! Единственное исключение - последнее воскресенье месяца и всемирный день туризма (27 сентября). На церковные праздники туристов также не пускают.

Лучше всего перед посещением Ватикана сначала проверьте ватиканский календарь на текущий год, с расписанием праздников и времени работы ватиканских музеев.

Вообщем, ворота эти было единственным разнообразием во время стояния в очереди, когда с нетерпением ожидаешь очередного угла, думая "ну вот, ну все!" - и за углом видишь новый участок стены и очередной сегмент очереди. И если нет с собой книжки, то единственное развлечение - это рассматривать стены.

СОВЕТ: Перед тем, как стать в очередь в Ватикан, позаботьтесь о том, чтобы у вас было с собой что почитать.

Стены вообще окружают Ватикан со всех сторон, оставляя открытым только "парадный вход" со стороны площади Сан Пьетро. Так уж повелось, что Ватикан был всегда укрепленной крепостью, "последний оплот христианства", "защита мощей святых от варваров", ну и проч. и проч. Так что стены нужны были отнюдь не декоративные, а вполне серьзеные, и возводили их с полным знанием фортификации.

Однако, сколько я не старался, так и не смог найти ту маленькую, неприметную улочку, где Том Круз в "Невыполнимой Миссии-3" накануне умудрился якобы совершенно незамеченным влезть на городскую стену Ватикана. Точнее саму стенку найти не составило труда (ее расположение показано достаточно однозначно). Проблема лишь в незаметности - таких узких улочек вдоль стены нет вообще, и как раз из-за соображений безопасности. Преимущество же именно этого участка в глазах киношников заключается в том, что здесь склон, из-за которого высота стены намного больше, чем в других местах. А стопроцентный признак ее "киношности" - это торчащие муляжи камер на ее верхушке, которые Том Круз якобы дурил с помощью поляроидной фотографии (и какого-то суперобъектива, дающего картинку нужной глубины резкости).

Дело в том, что городские стены Ватикана охраняются людьми, а не камерами - швейцарская гвардия плюс итальянская полиция, и камеры им не нужны (во всяком случае, так явно торчащие). Ватикан не столь велик, так что они могут себе позволить живых охранников, которые, кстати, в отличие от американских коллег, не разучились передвигаться на ногах, растолстев на пончиках и гамбургерах.

Кстати, о гамбургерах! Солнце уже катится к полудню, мы стоим в толпе на жаре, периодически бегая к стоящим вдоль всех стен негров и индусов с холодными напитками, но уже ощущается четкое желание что-нибудь кому-нибудь перекусить. В смысле, по есть. Зная такую особенность человеческого организма, а также то, что стоять нам еще долго, а гулять по Ватикану еще дольше, этим пользуются многочисленные раздатчики рекламных листовок маленьких частных кафе. На клочках бумаги разной величины и качества печати изображены фотографии чего-то вкусного, за приемлемые деньги, а также название заведения и грубая схемка, описывающая, как его найти, если идти от Ватикана. Пару таких листовок я выкинул, но третью, самую красивую, оставил, просто от скуки, чтобы было, что посмотреть в очереди.

СОВЕТ: Не пренебрегайте рекламами дешевых тратторий, если вам просто хочется поесть, а не посидеть в ресторане! Обедов за 15 евро вы больше нигде в Риме не найдете!

* * *

Наконец, ближе непосредственно ко входу, нам раздали наши билеты. Обычные такие билетики, гид их прямо в кассе и купила. Собственно, быть в составе группы для приобретения таких билетов было совершенно необязательно, так же, как и покупать их заранее. Единственное отличие было в том, что они были "юбилейные", ибо этот год - юбилейный для швейцарской гвардии. Ровно 500 лет назад их призвали охранять Рим, да так они тут и остались. Я даже вспомнил, как в феврале показывали прямую трансляцию из Ватикана всех связанных с этим праздничных событий. Меня только немного удивило, что цвета у билетов были разные. Правда, как оказалось, нагрузку цвета не несут никакую - так сделано просто для украшения.

СОВЕТ: Если хотите посетить Ватиканские музеи сами, это вам обойдется всего в 12 евро. В эту стоимость уже входит посещение Сикстинской капеллы. Если же хотите сэкономить - каждую последнюю субботу месяца вход вообще бесплатный. Но при этом и количество людей в Ватикане просто невероятное.

После личного досмотра, осмотра вещей и прохода сквозь "подкову" металлоискателя, попадаем на площадку к эскалатору. Там нашу группу окончательно делят по языкам, и Юлька решительно шагает в английскую группу. Гид, беседовавшая с нами по-немецки, покосилась на нас, но промолчала. Нам дают последние инструкции (не отставать от группы, не теряться, строго следовать маршруту и проч.) и группы расходятся по разным эскалаторам.

После подъема наверх, невольные ассоциаиции с аэропортом заканчиваются. Не успев тольком осмотреть здание, в которое мы попали, как наш новый гид уже увлекает нас к выходу во двор Ватиканских музеев. Там, возле большого бронзового шарика, по периметру двора расставлены стенды, где под стеклом вывешены увеличенные странички из путеводителя по Ватикану. Почему-то вспомнились советские времена, когда на всеобщее обозрение так вывешивались свежие номера газет.

Гид сразу подвела нас к этому стенду, и пояснила: "В самом музее ни постоять спокойно, ни поговорить не получится. Поэтому все, что нужно, я скажу вам сейчас и покажу на репродукциях, чтобы вы внутри смогли быстро все увидеть и понять. Значит так - вот так выглядит Сикстинская капелла, вот это - Станцы Рафаэля..."

В этот момент к ней подошла сухонькая старушка - гид из какой-то другой группы, и стуча по стенду зонтиком, начала ей что-то выговаривать на скрипуче-визгливом итальянском. Наша гид отбивалась на повышеных тонах, не забывая тыкать своим зонтиком по стенду и, перемешивая итальянский и английский, что-то нам еще и рассказывать. В конечном итоге когда подошла еще одна группа, она сдалась: "К стенду уже очередь, так что нам пора внутрь.". После этого она сказала "Adiamo!" (что в переводе на финский значит "Як-цуп-цоп"), и махнула рукой в сторону входа в музей.


Внутри музеев Ватикана фотографировать можно, но только без фотовспышки, а значит, все равно что нельзя - такие фотографии не имеет смысла даже пытаться делать. Освещения не хватает, находишься в постоянном движении, плюс ко всему, найти пространство, свободное от туристов, совершенно невозможно. Особенно приуспевают китайцы - они в буквальном смысле слова шныряют под ногами, приседают где им вздумается, и абсолютно не обращают внимания на окружающих. Так что получить ненароком локтем по камере или головой в пузо вплоне реально, не стоит даже обижаться. Вообщем, поэтому все фотографии содержимиого музеев Ватикана здесь сделаны не нами, а просто стащены из разных сайтов. За исключением тех, что я делал на входе и выходе из музея.

В частности, слева - это входная галерея в Ватиканские музеи. На фото хорошо видно море голов, из-за чего было просто бесполезно пытаться рассмотреть стены и полы. В это же конкретном узком коридоре дело осложнялось большим количеством статуй, которые все порывались сфотографировать, крича "Это Микеланджело!..". Более продвинутые уточняли - "В смысле, это не он сам, а его скульптуры", некоторые же авторитетно добавляли "А вот эта - знаменитый "Давид". Угу, тот самый, что с момента его создания во Флоренции никогда не покидал родного города Микеланжело.

СОВЕТ: Перед поездкой попытайтесь узнать хотя бы основные достопримечательности того места, которое предполагаете посетить. Уже на месте у вас будет совсем немного времени, чтобы сориентироваться.

Ну да Бог с ними, с "хроническими туристами" по диагнозу. И дело даже не в том, что статуи в холле были все до одной древнеримские, не имеющие никакого отношения к Микеланжело. А в том, что из-за такого нездорового интереса и постоянного щелкания вспышек что-либо спокойно посмотреть было просто невозможно. Прямо Содом и Геморра! В смысле, Гоморра..

Adiamo! Adiamo! только и слышалось от нашей экскурсоводши, поднявшей над толпой зонтик, с намотаным на нем шарфом, как жезл. Мы едва успевали за ней, боясь потерять свою группу, и на полной скорости пробегали мимо одного интересного экспоната за другим. Изредка наша гид внезапно останавливалась, и тыкала куда-нибудь пальцем, говоря, практически всегда, одно и то же: "Посмотрите, какая красота!.. Посмотрели? Правда красиво? Мне лично это очень нравится. Adiamo!" И все, никакой информации. Вся группа трусцой бежала дальше.

Наконец я не выдержал. "А скажите", спрашиваю, "что это за статуя?".
"Какая-то древняя богина плодородия" - тут же ответила гид, и пошла дальше.
"Подождите", не согласился я, "вид у нее очень знакомый, и достаточно известный. Может подумаете?"
"Да их тут море!" беспечно махнула рукой она в сторону такой же статуи напротив. "Повсюду понатыканы. Ну что вас в ней так заинтересовало?"
"Может это Артемида?" даю уже откровенную подсказку я, косясь на табличку возле статуи.
"Артемида, это которая Диана? Ну чтоо вы, молодой человек!" снисходительно смеется гид. "То богиня охоты, а это - плодородия!"
"Охоты, плорододия и, как ни странно, целомудрия," пришлось мне уточнить. "А еще покровительствовала матерям - видите, сколько у нее грудей?"
Услышав слово "грудь", немцы из нашей группы начали резко проявлять интерес к нашей беседе. Кроме того, к нам, навострив уши, уже подбегала стайка озабоченных китайцев с фотоаппаратами. Лицо гида залилось краской от праведного гнева.
"Я прекрасно понимаю", ядовито сказала она, "что вы тут все подумали и разглядели на этой статуе, но это не груди!"
"А что же?" удивленно осведомился немец, "Вон, соски хорошо видны.."
"Это яйца!" - почти истерически провозгласила гид. "Яйца, как символ плодородия!"
Китайцы разочаровано перестали щелкать вспышками, и просеменили дальше. А нам стало понятно, что с таким гидом мы ничего толком не посмотрим.

СПРАВКА:
Культ Артемиды был распространён повсеместно, но особенно славился её храм в Эфесе в Малой Азии, где почиталось изображение Артемиды многогрудой. Эфесский храм, где находилась прославленная многогрудая статуя богини-покровительницы деторождения, был одним из семи чудес света. Именно его в 356 до н. э. сжёг, желая "прославиться", Герострат.


Дальнейший осмотр мы с Юлькой пытались продолжать сами, просто останавливаясь там, где нам интересно, и спокойно читая таблички. Но, к сожалению, совсем отбиваться от группы совсем нам не позволяла охрана, и каждый раз подгоняли вперед. Я лишь с грустью вспоминал ворох обещаний из рекламной брошюры, и понимал, что только передвигаясь по Ватикану бегом и не останавливаясь на разные глупости, станет физически возможно увидеть все то, что наобещали в "самой крупной турфирме в Риме". В голове крутилась провокационная мысль остаться в музее после окончания экскурсии, но мы все же понимали, что тратить целый день только на один музей, пусть даже и один из крупнейших в мире, неразумно. Для одной из многочисленных достопримечательностей Рима это слишком много, а для крупнейшего в мире музея - слишком мало.

"Ничего", решительно сказал я, "зато в отличие от остальной группы мы пойдем в собов святого Петра!". Дело в том, что брошюрка ничего не пропустила - посещение собора действительно не входило в эту экскурсию, ни по времени, ни по цене. Так что мой личный интерес к тому, что говорила наш гид, упал до "ниже плинтуса".

Именно при самостоятельном осмотре мы заметили в оформлении углом герб с тремя пчелами.

Вот тут я остановлюсь поподробнее, ибо как раз накануне очередной раз ковырялся в моей любимой теме "катары, как потомки Меровингов", а, как известно, пчелы были геральдическим символом именно Меровингов, сверженных римской католической церковью.
Иногда говорят, что это был символ исключительно династии Меровингов, однако это не совсем так. За тысячи лет до них, пчелы были символом царской власти еще у не менее загадочных древних шумеров, где, собственно, как раз и зародилось разведение пчел. В Стамбульском археологическом музее, к примеру, экспонируется рельеф правителя Мари (кстати, Мари был цетром поклонения Дагону - тому самому, который фигурирует в культовых рассказах Говарда Лавкрафта наряду с набившим оскомину Ктулху), на котором есть надпись, имеющая отношение к введенной им практике пчеловодства: "Я завел мух, собирающих мед, которые были неизвестны во времена моих предшественников, и поместил их в саду города Габарини, чтобы они могли собирать мед и воск...". Так что, кроме Меровингов этим символом пользовались еще и древние шумерские цари.
Но кроме них, была еще всего одна династия, которая использовала геральдические символы, абсолютно идентичные гербу Меровингов (три золотые пчелы на лазурном фоне) - это династия Барберини, печально знаменитая в Риме своим варварским отношениям к наследию прошлого. Но об этом, впрочем, позже.

Факт же состоит в том, что папа Урбан VIII принадлежал к семейству Барберини, и успел очень много понастроить, поломать и перестроить в Риме, благодаря чему его "пчелки" в том или ином виде (даже в виде Фонтана Пчел во дворце Барберини) рассеяны по всему городу. Все остальное, в том числе и паралелли с катарами, остаются всего лишь предполоденияим и домыслами. Истинные причины, по которым Барберини выбрали себе этот герб, так рьяно прославлявшийся папой Урбаном VIII, останутся навсегда неизвестными.

СОВЕТ: Брать экскурсию в Ватикан совершенно необязательно, особенно если хотите спокойно погулять по музею. В конце концов, если хотите получить информацию на слух, не читая таблички, можно взять аудиогида (плеер с наушниками). Однако русского языка, как и везде, там нет.

* * *

Толпа стала гуще, а плотность составляющего народа стала приближаться по плотности и вязкости к смоле. Мы двигались по коридору, и это означало, что что мы неумолимо приближались к двери с указателем "Cappella Sistina" - Сикстинская капелла.
Перед дверью гид нас остановила, дабы мы прочувствовали торжественность момента. "Помните, разговаривать там нельзя, поэтому все, что можно рассказать о капелле, я вам уже рассказала в самом начале экскурсии.." (мучительные попытки вспомнить, что же она говорила)
Навстречу, против течения, рассекая людскую толпу как два ледокола, шли две необъятные мусульманки, закутаные с головы до ног в паранджу. Они чему-то громко возмущались. "Наверное, их не пустили внутрь" - предположила Юлька. "А как из вообще в Ватикан пустили? Какого хрена они тут забыли? Как посетить, к примеру, Храмовую гору в Иерусалиме - так разрешается только мусульманам. А в Эмиратах христианство вообще запрещено и никто не возмущается насчет прав человека" - парировал я.
Гид же продолжала напуствовать:
"Проходят все по одному - и коридор и дверь узкие. Внутри будет темно, но что где - я вам уже показала на репродукциях. Фотографировать запрещено категорически, даже без фотовспышки. За всем строго следит швейцарская гвардия, так что если что не так - вас тут же выпроводят! Стоять, однако, можно сколько угожно, но не застаивайтесь, а то группу долго собирать будем"
Краткий курс молодого бойца длился еще минут десять, и в конце, глядя на переминающихся с ноги на ногу пожилых туристов, экскурсовод многозначиетльно добавила: "А сразу перед коридором будет туалет - единственный до самого выхода! Так что подумайте, прежде чем спешить внутрь."

Все понятно? Все. Тогда, adiamo! - и она подтолкнула нас к лестнице, на которой уже стояли нескончаемым потоком люди. Из развешанных по стенах динамиков лилась торжественная музыка, и голос на нескольких языках еще раз повторял правила поведения в Ватикане вообще и Сикстинской капелле в частности. Отдельно рекомендовалось постетить последний досупный по дороге туалет до захода в капеллу, чтобы не создавать потом проблемы ни себе ни другим. В остальном же, еще раз говорилось о святости места, уважении к религии и верующими и прочие призывы к терпимости и демократическим ценностям. Я так ехидничаю потому, что сказать "все оказалось совсем не так" - значит не сказать ничего. Единственным действенным указанием было местонахождение туалета, который я не замедлил посетить. Все остальные же иллюзии рассеялись сразу после того, как мы прошли через маленькую боковую дверь в огромное помещение Сикстинской капеллы.

Продолжение следует

Tags:
Current Location: Citta del Vaticano
Играет музыка: Enigma - Principles of Lust

3 комментариев или Написать комментарий
Comments
aka_kii From: aka_kii Date: June 10th, 2009 04:37 am (UTC) (Ссылка)
Подождите, подождите... Правильно ли я понимаю, что даже люди, оплатившие экскурсию, все равно стоят в общей очереди, чтобы попасть в Ватикан??
olejka From: olejka Date: June 10th, 2009 05:04 pm (UTC) (Ссылка)
У них своя очередь, их людей уже оплативщих экскурсию. Но она ничуть не короче, просто двигается быстрее. Во всяком случае, так было в нашем случае.
aka_kii From: aka_kii Date: June 10th, 2009 06:25 pm (UTC) (Ссылка)
Так есть ли все же смысл покупать экскурсию? Или самому дешевле и сам себе хозяин - распоряжаешься временем сам. В толковом путеводителе написано все.
3 комментариев или Написать комментарий